Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) - устройство и принцип работы. Шрус ремонт


Замена ШРУСа своими руками — видео

Замена ШРУСа своими руками — видео

Понять, что пришла пора заменить шарнир угловых скоростей, можно по характерному стуку и треску, который исходит от колес во время поворотов. В некоторых случаях, конечно, стук и хруст может появляться и по другим причинам, поэтому дл того, чтобы удостовериться в том, что виновник именно ШРУС, вам следует попробовать покачать вал привода, если вы рукой будете чувствовать люфт, то сто процентов пора менять шарнир угловых скоростей.

Также, хотелось бы отметить еще один элемент, который плотно связан с шарниром, который отвечает за угловые скорости – пылезащитный чехол. Чтобы диагностировать неисправность данного элемента машины, вы должны полностью вывернуть колеса и провести визуальный осмотр, если вы заметите явные механические дефекты, то должны срочно его заменить.

Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя своими руками.

Замена шарнира угловых скоростей: этап первый

Первым делом, вы должны зафиксировать машину при помощи стояночного тормоза, а также подложить под задние колеса стопорящие бруски.

Далее, распустите гайку ступицы и снимите защитный колпак. Сделать это можно будет только крепким инструментом и при помощи рычага из трубы. Стоит отметить, что в качестве альтернативного и более надежного варианта, может служить специальный ключ за выкручивания привода, но обычного его нет в гараже, да и одолжить не всегда есть у кого.

Замена ШРУСа своими руками — видео

После того, как выкрутите гайку ступицы, займитесь отпусканием болтов колес.Замена шарнира отвечающего за угловые скорости: этап второй

Теперь вам необходимо приподнять переднюю часть машины, чтобы колеса оторвались от земли, и зафиксировать транспортное средство в таком положении при помощи опор. Далее, выкрутите болты колес и достаньте упорную шайбу, которая находится на гайке ступицы.

Следующим шагом, вы должны выкрутить два болта расположенных на поворотном кулаке и соединяющих его с нижней шаровой опорой. Перед выполнением этих работ, вы должны вывернуть руль в кране положение, в направлении того, с какой стороны производится замена.

Замена ШРУСа своими руками — видео

Далее оттяните поворотный кулак и вытяните шлицевой конец наружной части шарнира угловых скоростей. После этого, при помощи монтировки, демонтируйте внутреннюю часть шарнира угловых скоростей.

Теперь, вам следует зафиксировать вал в тисках и демонтировать пыльники с хомутами, после чего сбейте рассматриваемый элемент транспортного средства при помощи молотка.

Замена ШРУСа своими руками: этап третий

Третий этап является завершающим. Вы должны надеть на вал новый пыльник и набить заранее заправленный смазочным веществом шарнир отвечающий за угловые скорости. После этого зажмите клещами хомут пыльника.

Замена ШРУСа своими руками — видео

Очень важным моментом, является тот факт, что перед тем как поставить все приводы на первоначальные места, вы должны смонтировать на шарнир отвечающий за угловые скорости новое кольцо стопора.

Видео. Как заменить ШРУС своими руками

Завершающим шагом идет окончательная фиксация шарнира угловых скоростей. Для этого вы должны наносить молотком удары в пол силы вдоль оси вала. При этом, чтобы не повредить ось, вам следует воспользоваться деревянной смягчающей прокладкой.

vazgarage.ru

Как заменить ШРУС своими руками и советы по профилактике

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Автомобиль не только не является роскошью, но иногда и средством передвижения перестаёт быть на долгое время. Наиболее часто причиной неисправности деталей и агрегатов становится процесс трения, который возникает в результате соприкосновения различных механизмов во время работы. Несмотря на то, что современные технологии изготовления металлов и их обработки, позволяют значительно увеличить эксплуатационный ресурс, работающих в жёстких режимах частей автомобиля, а использование качественных смазочных материалов, значительно снизить коэффициент трения, различные поломки будут всегда преследовать владельцев автомобильной техники. Среди наиболее частых причин выхода из строя переднеприводных железных коней, является неисправности ШРУСа. В большинстве случаев данная поломка не подлежит ремонту и потребуется полностью заменить шарниры равных угловых скоростей. О том как заменить ШРУС будет рассказано далее, но прежде чем приступить к данной операции, необходимо научиться правильно определять неисправность этой детали.

ШРУС

Диагностика неисправности

Как проверить ШРУС самостоятельно начинающему автолюбителю, который ни разу не сталкивался с подобной проблемой? Определить неисправность и осуществить замену ШРУСА своими руками совсем несложно, но потребуется вначале определить какая именно деталь неисправна.

При значительном износе внутренней обоймы, образуется значительный люфт ШРУСа, который даёт о себе знать различными звуковыми эффектами. Наиболее часто хрустит ШРУС, на поворотах. Данный дефект, при значительном износе, может также проявляться небольшими толчками на рулевом колесе. Особенно такой эффект заметен на автомобилях не оборудованных гидро- или электроусилителем руля.

ШРУС с износом

Значительный износ ШРУСа, может быть определён и по толчкам при трогании автомобиля с места, а также при резком изменении режима работы двигателя, особенно на небольшой скорости. Данная техническая проблема, может быть вызвана и другими неисправностями трансмиссии, которые при определённых условиях, могут издавать аналогичные звуки, поэтому прежде чем вынести окончательный приговор старому ШРУСу, необходимо убедиться в правильно поставленном диагнозе. Для определения радиального зазора, потребуется вывесить поочерёдно переднюю подвеску автомобиля и зафиксировав вал главной передачи, провернуть колесо в различных направлениях, если свободное качение колеса будет значительным, и при этом будет наблюдаться стук, ШРУС можно считать неисправным, и его замена должна быть выполнена незамедлительно. В некоторых случаях, причиной подобного явления может быть ослабление крепления ШРУСа к валу автомобиля. Данная проблема решается закручиванием болтов, удерживающих ШРУС. При этом обязательно должно быть соблюдено условия затяжки данной детали необходимым усилием. Если момент затяжки будет меньше установленного заводом-изготовителем, то данная неисправность вновь даст о себе знать спустя небольшой промежуток времени.

Если причина неисправности ШРУСа заключается в чрезмерном износе обоймы, то ШРУС необходимо заменить, используя оригинальные запчасти.

Износ обоймы ШРУСа

Замена ШРУСа

Замена ШРУСа зависит от того, какую деталь необходимо поменять внутреннюю или наружную. Замена наружного шарнира или внутреннего, в любом случае потребует снятие полуоси с автомобиля. Разборка этой детали не займёт много времени, и обычно осуществляется в такой последовательности:

  • Снимается переднее колесо автомобиля с той стороны, где будут произведены ремонтные работы;
  • Откручивается гайка ступицы колеса;
  • Откручиваются болты, которыми наружный ШРУС прикреплён к валу главной передачи;
  • Полуось вместе с внутренним и наружным ШРУСом снимается с автомобиля.

Замена ШРУСа

После снятия полуоси, разбираем её и осуществляем замену ШРУСа.

Как разобрать полуось можно узнать из технического справочника к автомобилю, но обычно шарниры зафиксированы на валу с помощью стопорных колец, которые необходимо удалить специальным съёмником.

На место демонтированных деталей устанавливаются новые запчасти, которые должны быть зафиксированы на валу должным образом. Пренебрежение этим правилом, может привести к быстрому износу новой детали, а также к возможному возникновению аварийной ситуации, ведь неисправный элемент трансмиссии, при движении автомобиля, всегда подвергается чрезмерным нагрузкам, с которыми неисправный ШРУС может не справится.

Многих автомобилистов интересует вопрос: как снять внутренний ШРУС, чтобы не повредить шлицы полуоси. Если необходима замена внутреннего шарнира, то его демонтаж с вала необходимо осуществлять с применением деревянной прокладки, через которую лёгким постукиванием молотка, данная деталь выбивается из фиксатора.

Снимаем внутренний ШРУС

Снимаем внутренний ШРУС

Когда установка ШРУСА на полуось будет завершена, её необходимо поставить на автомобиль в порядке обратном снятию. Обязательно нужно хорошо затянуть гайку ступицы и болты наружного ШРУСа, которыми данная деталь крепится к валу главной передачи. Если есть необходимость, то аналогичная операция проводится и со ШРУСом другого колеса.

Профилактика неисправности

Чтобы данная деталь прослужила как можно дольше, необходимо полностью исключить вероятность попадания под резиновые манжеты ШРУСа грязи и воды. При малейшем повреждении эта деталь должна быть заменена новой.

Для этой цели лучше использовать оригинальные запчасти, которые изготавливаются из качественной резины. Если приобретать манжеты контрафактного производства, процедуру по замене этой детали придётся проводить слишком часто.

Плохое крепление ШРУСа

Ещё одной причиной, по которой ШРУС часто выходит из строя, является недостаточное его крепление к валу главной передачи. Если болты недостаточно хорошо затянуты, то со временем они начинают произвольно откручиваться. Наружный ШРУС при этом значительно отходит от вала, и при значительном зазоре, будут наблюдаться стуки в трансмиссии. Если вовремя данная неисправность не будет обнаружена и болты крепления не затянуты, то за непродолжительное время ШРУС будет полностью «разбит».

Как поменять ШРУС и как определить неисправность этой детали, подробно описано в статье. Операция по замене ШРУСа не займёт много времени, но если нет желания самостоятельно устранять данную неисправность, то всегда можно обратиться за помощью в мастерскую по ремонту автомобилей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Замена внутреннего и наружного шруса

Технология и особенности замены шрус

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Хотя задний привод у автомобиля считается более надёжным и долговечным, но современные тенденции всё более склоняются к тому, что авто с передним приводом может быть маневреннее и экономичнее.

С этим трудно не согласиться, но в таком случае передняя подвеска авто значительно усложняется по конструкции и требует большего внимания.

Для тех, кто ранее управлял только машинами на заднем приводе, совершенно непривычно будет слышать новый сигнал о поломке, который звучит как неприятный металлический хруст. Любой автомеханик сразу скажет: «Хрустит шрус. Срочно необходима замена ШРУСа».

Всё дело в том, что шарнир равных угловых скоростей (ШРУС, он же – «граната»), является элементом, который постоянно работает под большой нагрузкой. Его изготавливают из специальных сверхпрочных сортов стали.

При условии грамотной эксплуатации и своевременного технического обслуживания, шарниры могут служить бесконечно долго, однако, нередки случаи, когда необходима замена ШРУСа.

Причина этому одна: попадание в механизм пыли, грязи, песка и утрата смазки. Достаточно поездить совершенно немного времени с порванным резиновым пыльником, как ШРУС приходит в полную негодность.

Инородные тела в механизме и увеличение рабочих зазоров приводят к появлению характерного хруста.

Как заменить ШРУС и можно ли обойтись ремонтом?

Замена внутреннего ШРУСа

Привычный вопрос не очень опытных автолюбителей о возможности ремонта ШРУСа вместо его замены вызывает у специалистов автосервисов, в лучшем случае, улыбку.

Понимая, что замена столь дорогостоящих узлов выйдет в копеечку, многие граждане пытаются найти способы их восстановления без замены, однако, это, увы, невозможно.

Каждый элемент ШРУСа тесно контактирует друг с другом, в связи с чем, появляется характерная выработка в местах большей нагрузки. Отсутствие смазки и попадание абразивного мусора приводит к появлению коррозии и ещё большему износу.

Начинающим автомобилистам следует уяснить один раз и навсегда – ШРУС не ремонтируется, а меняется.

Более правильным и корректным будет звучать вопрос: «Как поменять ШРУС?», нежели нелепые поиски возможности его ремонта.

Любой водитель, которому небезразлично, как устроен автомобиль, может произвести замену самостоятельно. Для замены ШРУСа потребуется не так уж и много:

  • новый ШРУС с пыльником, хомутами и смазкой;
  • подъёмник или смотровая яма с домкратом;
  • классический комплект слесарных инструментов.
Установленный ШРУСМеняем ШРУС самостоятельно

Замена внешнего ШРУСа

Мы уже знаем о том, что внешний (или наружный) ШРУС передаёт вращательное движение от вала к ступице. Поэтому логично начинать демонтаж от колеса.

После того, как колесо будет снято, необходимо открутить ступичную гайку, снять тормозной суппорт с диском, снять шаровую опору и рулевой наконечник.

Сам ШРУС выбивается при помощи молотка через деревянную проставку. Обычно шлицевое соединение поддаётся быстро. Сняв хомуты пыльника, следует вывернуть его в направлении КПП (коробка переключения передач).

Далее необходимо потянуть ШРУС наружу, а при необходимости легонько ударить через проставку молотком. Процедура снятия на этом заканчивается.

Замена наружного ШРУСа новым, происходит в таком порядке:

  • на вал надевается новый пыльник и заменяется стопорное кольцо;
  • набитый смазкой новый ШРУС насаживается на вал с помощью молотка и проставки;
  • надевается пыльник и хомуты,
  • ШРУС вставляется в ступицу,
  • после этого производится сборка подвески в порядке, обратном разборке.

Как поменять внутренний ШРУС без помощи автосервиса

Как ни странно, но ШРУС, который передаёт вращение от КПП к валу, гораздо легче заменить, чем наружный.

Замена внутреннего ШРУСа производится на смотровой яме или подъёмник, так как открутить его можно лишь, находясь внизу.

Первым делом отвинчиваются шесть болтов ШРУСа, после чего в гнезде КПП его удерживает лишь фланец.

Поворотом руля в крайнее положение добиваемся того, что ШРУС выпадает сам. Далее алгоритм известный: снимаем пыльник, стопорное кольцо и сам шарнир со шлицов вала. После диагностики и смазки можно устанавливать ШРУС на место.

Как бы просто не казалось выполнить все манипуляции после прочтения подобных инструкций, но, как говорится, лучше один раз увидеть.

Вот и давайте посмотрим видео: замена ШРУСа.

cartore.ru

Замена ШРУСа в автомобиле своими руками

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) – элемент транспортного средства, который требует регулярной проверки. Даже небольшое попадание грязи и пыли может быстро вывести его из строя. Избежать этого можно с помощью проведения осмотра резиновых чехлов на наличие повреждений. Для того чтобы оценить состояние деталей, необязательно ехать в автосервис, проверка и замена ШРУСа может осуществляться водителем самостоятельно.

ШРУСы

Проверка состояния ШРУСа

Для того чтобы самостоятельно проверить ШРУС на исправность, а именно оценить состояние пыльников, нужно до упора вывернуть передние колеса машины и определить расположение ШРУСа. Удобнее всего делать это либо на яме, либо на эстакаде. Гофрированная резинка не должна быть разорванной, и вокруг нее не должно быть следов от смазки. При нарушении целостности лучше не откладывать замену чехла, иначе при езде туда будет попадать дорожная грязь. Это приведет к быстрому износу ШРУСа.

Неполадки в функционировании ШРУСа можно выявить по определенному звуку. При выворачивании колес на максимальный угол (во время крутого поворота) будет явно слышен треск. Несвоевременная замена ШРУСа может привести к тому, что он развалится на ходу. Эксплуатировать транспортное средство с поломанным ШРУСом нельзя. Это может вызвать серьезные проблемы, поэтому замена ШРУСа должна производиться, как только обнаружена неисправность.

Конструкция внутреннего ШРУСа

Месторасположение поломки проверяется следующим образом: колеса выворачиваются влево до максимума, начинается медленное движение автомобиля. Если слышен хруст, это свидетельствует о неисправности ШРУСа правого колеса. Таким же способом проверяется неполадка ШРУСа слева, когда руль выворачивается вправо до упора.

Замена пыльников и ШРУСа

Процедура по замене чехлов и ШРУСа требует наличия эстакады, ямы или подъемника, а также следующих инструментов:

  • молоток;
  • слесарные тиски;
  • накидные ключи;
  • отвертка;
  • пассатижи.

При проведении работ на яме понадобится также домкрат. Замена ШРУСа требует приобретения таких расходных материалов как смазка ШРУС-4, новые хомуты, гайка ступицы со стопором. Все эти материалы обычно прилагаются к новому ШРУСу.

ШРУС конструкция

На переднеприводных авто резиновые чехлы чаще всего закреплены при помощи ленточных хомутов. Их желательно сменить при ремонте шарнира на винтовые хомуты. Это обеспечит более надежную защиту чехла от попадания грязи внутрь шарниров.

Самостоятельная замена ШРУСа

Первым делом нужно установить машину на яму или подъемник и слить из коробки передач часть масла (достаточно двух литров). Иногда в мастерских обходятся без данной процедуры и производят замену пыльников и ШРУСа без слива масла.

Затем переднее колесо откручивается с той стороны, с которой снимается привод. При помощи плоской отвертки требуется снять пластмассовый колпачок, находящийся на ступице. Юбка на гайке ступицы раскернивается при помощи зубила.

ШРУС с автомобиле

Чтобы удержать ступицу от проворачивания нужно зафиксировать ее упором, подходящим по длине, одновременно нажав на педаль тормоза. Гайка ступицы откручивается при помощи накидного ключа. Открутить гайку ступицы более легким способом можно используя пневматический гайковерт. При откручивании он работает с вибрацией, поэтому не нужно фиксировать колесо.

Два болта крепления отворачиваются головкой или накидным ключом по направлению к поворотному кулаку. Сопротивление, которое вызывает на шлицевом конце стопорное кольцо, при выдергивании из отверстия привода можно преодолеть ломиком или монтажкой. Для этого нужно сделать упор в сливную пробку КПП, зацепившись за конец ШРУСа ломиком. Далее ломик нужно использовать как двуплечий рычаг, по ходу движения авто прикладывая усилие в сторону.

Поперечный рычаг передней подвески оттягивается вниз, при этом амортизаторная стойка и поворотный кулак отводятся наружу. Шлицевой конец нужно вытащить сперва из КПП внутреннего ШРУСа, затем из ступицы колеса наружного ШРУСа. Чтобы вынуть наружный ШРУС не всегда хватает физических усилий, поэтому можно использовать выколотку, оснащенную наконечником из мягкого металла. По шлицевому концу снаружи нужно ударить через нее молотком. После этого демонтаж привода с машины можно считать завершенным.

ШРУС

Снятый привод зажимается в слесарные тиски, после чего плоской отверткой удаляются оба хомута с защитного чехла. Если отодвинуть пыльник, откроется доступ к внутренней обойме шарнира. Сбить обойму с вала привода можно с помощью ударов молотка. Защитный чехол снимается с вала при помощи плоской отвертки. Сам вал и шарнир нужно промыть в солярке для удаления смазки. Затем все детали ШРУСа а также стопорные кольца на валу осматриваются на предмет износа.

На вал надевается свежий пыльник с помощью отвертки. ШРУС после помывки и осмотра надевается на вал до упора внутренней обоймой в стопорное кольцо. Для преодоления сопротивления нужна выколотка, при этом усилие прикладывается к шлицевой части шарнира.

замена ШРУСа

В защитный чехол и внутрь шарнира заливается новая смазка, после чего на корпус надевается чехол и фиксируется хомутами. Собранный привод устанавливается на машину в обратной последовательности. Гайку ступицы следует заменить новой, затянуть ее нужно с максимальным усилием.

Все мероприятия, которые требует замена ШРУСа, можно произвести самостоятельно. Однако если владельцу транспортного средства эта работа непонятна ли кажется сложной, лучше отдать авто в сервис по ремонту, чтобы там ее выполнили профессионалы.

Замена ШРУСа своими силами на видео:

avto-cool.com

Как правильно снять и разобрать ШРУС в своем гараже

Как самому снять и заменить ШРУС

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Передние ведущие колёса предоставляют автовладельцам немало бонусов в виде: более послушного рулевого управления, повышенной маневренности, устойчивости на скользкой дороге и прочих прелестей.

Взамен машина, а именно ходовая её часть вкупе с приводом, потребует дополнительного внимания. Передние колёса имеют возможность тянуть автомобиль только благодаря наличию вала, связывающего ступицу с коробкой переменных передач.

Однако и это ещё не всё. Передать вращение от трансмиссии к колёсам невозможно было бы без специальных устройств, установленных на концах вала – ШРУСов.

Шарнир равных угловых скоростей – это, на сегодняшний день, единственный способ передачи вращательного движения между полуосями, находящимися под углом друг к другу.

В этой связи, любой уважающий себя автолюбитель, должен знать, как снять и как разобрать ШРУС, провести его диагностику, обслуживание и ремонт.

Как снять ШРУС самому без помощи автосервиса

Установка и снятие ШРУСа

Несмотря на кажущуюся сложность в устройстве переднего привода автомобиля, независимо от его марки и модели, конструкция этого узла достаточно проста и сходна во всех машинах.

Для того, чтобы произвести снятие ШРУСа и замену, достаточно иметь гараж со смотровой ямой или эстакаду для облегчения доступа к нижней части автомобиля, а также комплект стандартных инструментов.

Как правило, опытные автолюбители обходятся в своей работе без каких-либо специальных устройств, но если есть желание для ускорения выполнения ремонтных работ можно приобрести съёмник ШРУСа.

Учитывая, что на каждое ведущее колесо приходится по два шарнира, то ремонтные работы могут проводиться в зависимости от поломки таких видов:

  • снятие внутреннего ШРУСа и его ремонт;
  • снятие наружного ШРУСа;
  • снятие и ремонт в комплекте вала и двух шарниров.
Меняем ШРУС самостоятельноЗамена наружного ШРУСа

Как снять внутренний ШРУС в гараже

Ремонт внутреннего ШРУСа – мероприятие, которое встречается достаточно редко, но навыки обращения с этим механизмом необходимо иметь, ведь для его продолжительной жизни необходимо проводить профилактические мероприятия, замену пыльника и смазки.

Прежде, чем описывать технологию включающую снятие внутреннего ШРУСа, необходимо заметить, что в этом случае смотровая яма будет просто необходима, ведь обойма шарнира прикручивается болтами (6-8 шт.) непосредственно к шестерням дифференциала, а это самая нижняя точка трансмиссии.

После того, как все болты крепления будут откручены, следует повернуть рулевое колесо для освобождения свободного хода шлицевых соединений. При помощи монтировки ШРУС очень легко вынимается из посадочного гнезда. Снять его с вала также несложно, для чего необходимо лишь отстегнуть стопорное кольцо и хомуты пыльника.

Настоятельная рекомендация всем автолюбителям: не следует снимать ШРУС с вала под машиной и, тем более, иам же роизводить его разборку. Гораздо удобнее и рациональнее снимать вал с двумя ШРУСами одновременно, а затем выполнять все манипуляции на рабочем столе с тисками.

Как снять наружный ШРУС самостоятельно

Наружный ШРУС, который установлен непосредственно у ступицы, хотя более доступен, но потребует больше времени и сил для снятия. Здесь придётся практически полностью разобрать переднюю подвеску.

Колесо снимается, откручивается ступичная гайка и извлекается стопорная шайба. После откручивания нижней шаровой опоры двигающаяся стойка позволяет извлечь полуось ШРУСа.

Ремонт ШРУСов может быть связан с определенными трудностями. Первое – это невозможность извлечь полуоси или вал из шлицевого соединения. Вариантов выхода из ситуации несколько. Для начала необходимо взять деревянную или латунную проставку и попробовать выбить полуось.

Если на этом этапе ничего сделать не удалось, то потребуется съёмник ШРУСа. Один из самых распространенных и простых съёмников выполнен в виде подковы, которая закрепляется на полуось, а упорные болты при вращении снимают ШРУС.

Разобрать сам ШРУС не сложно, для этого необходимо:

  • нанести метки на обойме и корпусе для обратной сборки в таком же положении;
  • наклонить вал с обоймой на конце максимально в одну из сторон;
  • извлечь на противоположной стороне шарик из обоймы, проделать процедуру со всеми шариками поочерёдно.

Существует такое мнение некоторых специалистов о том, что ШРУС достаточно просто промыть соляркой и снова «забить» смазкой, не разбирая.

В этом случае велика вероятность того, что внутри останутся фрагменты старых стопорных колец или другой мусор. Если ШРУС уже снят, то лучше его разобрать, вымыть, собрать и смазать.

Установка ШРУСа после замены или обслуживания производится в порядке, обратном снятию.

cartore.ru

устройство и принцип работы шарнира равных угловых скоростей

Наружный шарнир равных угловых скоростей Рцеппа

Переход от заднего к переднему приводу потребовал от автопроизводителей разработки новых технических решений, которые бы позволили эффективно передавать вращение на колёса даже при максимальном угле поворота. Традиционный карданный вал, применявшийся на автомобилях с задним приводом, не мог справиться с этой задачей, из-за ограниченного угла поворота шарнира и высоких потерь. Взяв за основу схему карданного шарнира, производители автомобилей улучшили ее, благодаря чему снизились потери и увеличился угол поворота. Так появился шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), который нередко называют гранатой.

Как устроен ШРУС

На большинстве легковых автомобилей используют шарнир типа «Рцеппа» (иногда его называют «шестишариковый»), состоящий из внутренней и наружной обоймы с канавками, сепаратора и шести шариков. Эта конструкция хорошо работает даже на высоких оборотах и максимально вывернутых колесах. Еще один вид, который получил распространение на некоторых японских моделях, называется «Трипод». В корпусе трипода неподвижно закреплена трехлучевая звезда, на которой установлены сферические ролики. Вращение на шарнир поступает через вставленную в корпус вилку со сферическими каналами для роликов. Недостаток трипода – малый угол изменения оси вращения шарнира, однако, возможность осевого перемещения позволяет использовать их в качестве внутреннего ШРУС.

Устройство приводного вала

Сам по себе ШРУС не может передать вращение от коробки передач к колесам, поэтому необходим приводной вал. Основа приводного вала – стальная труба, которая соединяет  внутренний и внешний ШРУС. Внутренний ШРУС постоянно работает при угле поворота 10 – 30 градусов. Такой же угол поворота и у наружного ШРУС при прямолинейном движении вперед. Когда колеса поворачиваются, угол работы наружного  ШРУС увеличивается вплоть до 60 градусов. При движении автомобиля по неровной поверхности расстояние от наружного до внутреннего ШРУС постоянно изменяется. Поэтому вал, на котором установлены два шарнира типа «Рцеппа» закреплен внутри шарниров таким образом, что при изменении расстояния он вдвигается внутрь, или наоборот, выдвигается наружу. Поэтому применение вала, на котором установлены наружный шарнир типа «Рцеппа» и внутренний типа «Трипод», позволяет жестко закрепить трубу, увеличивая общую прочность и надежность вала. Однако, изготовление такого вала более затратно, чем с двумя шарнирами «Рцеппа», поэтому на бюджетных автомобилях его не применяют.

Видео - Принцип работы приводного переднего вала со ШРУСом

Неисправности и диагностика ШРУС

  • Повреждение пыльника.
  • Высыхание или загрязнение смазки.
  • Износ шариков или роликов.

Во время езды из-под колес вылетают мелкие камни, которые могут пробить пыльник ШРУС. Когда такое происходит, в смазку начинает попадать пыль и грязь. В результате смазка превращается в абразивное вещество, которое разрушает шарики, ролики и другие внутренние части шарнира, приводя к его поломке.

Из-за попадания грязи в смазку, при движении на высокой скорости трущиеся детали шарнира нагреваются до сотен градусов. Такая температура меняет свойства смазки, приводя к ее высыханию. Работа шарнира с высохшей смазкой приводит к сильному износу деталей и через 3 – 5 тысяч километров наступает критическое повреждение, после которого шарнир невозможно отремонтировать и его приходится менять.

Диагностику ШРУС можно разделить на два этапа. Первый выполняют каждые 3 – 5 тысяч километров. Если приходится ездить по бездорожью или грунтовым дорогам, то каждую 1000 километров. Для такой диагностики необходимо заехать на яму или эстакаду, или поднять автомобиль на подъемнике. Если такой возможности нет, диагностику можно провести с помощью 2 домкратов. Как поднимать автомобиль с помощью домкратов и необходимые меры безопасности описаны в статье.

Подняв перед или зад автомобиля, внимательно осмотрите пыльники наружных и внутренних гранат. Проворачивайте колеса, чтобы осмотреть пыльник со всех сторон. При обнаружении трещин, пробоин или разрывов пыльника, необходимо снимать приводной вал, чтобы поменять пыльники и проверить состояние смазки и деталей шарнира.

Второй этап диагностики проводят, если возникли подозрения на повреждение ШРУС – хруст или щелканье при движении с полностью вывернутым в любую сторону рулем. Приводной вал снимают с автомобиля, чтобы проверить состояние деталей ШРУС. О том, как это сделать, читайте в статье (Приводной вал). Эта процедура одинакова как на российских автомобилях семейства ВАЗ, так и на большинстве иномарок.

Сняв вал, поворачивайте шарнир в разные стороны, затем попробуйте сложить с углом 30 – 40 градусов и вращать его, держа одной рукой за трубу, другой за ведомый вал наружного или ведущий вал внутреннего ШРУС. Исправный шарнир вращается легко, без щелчков и заеданий. Держите приводной вал одной рукой, а другой легонько пытайтесь провернуть ведомый или ведущий вал ШРУС. Даже небольшой люфт говорит о необходимости замены шарнира. Снимите пыльник со ШРУС и осмотрите смазку. Если в ней есть кусочки песка или грязи, смазку необходимо менять. Если внешне смазка выглядит чистой, двумя пальцами возьмите немного смазки рядом с шариком или роликом. Разотрите смазку между пальцами. Чистая смазка легко разотрется, сделав пальцы гладкими, поэтому вы легко почувствуете даже небольшое загрязнение.

Ремонт ШРУС

Ремонт ШРУС состоит из двух операций – замены пыльников и замены смазки.

Чтобы заменить пыльник, необходимо снять один из шарниров с проводного вала. Если на приводном валу установлены шарниры обоих типов, то проще снять внутренний (трипоид). Снимите стопорное кольцо и извлеките трубу с насаженной на нее трехлучевой звездой. Снимите стопорное кольцо, удерживающее звезду и с помощью молотка и бронзовой проставки сбейте ее с наконечника трубы. Точно так же разбирайте шарнир типа «Рцеппа». Иногда верхняя часть шарнира снимается тяжело, в этом случае поворачивайте его в любую сторону на максимальный угол и по одному вытаскивайте шарики. Затем снимайте стопорное кольцо с внутренней обоймы и сбивайте ее с наконечника трубы. Сборку производите в обратном порядке.

Чтобы заменить смазку, снимите стопорное кольцо, которое удерживает внутренние детали шарнира, затем разберите его. Во время замены смазки внимательно осмотрите канавки и шарики (ролики). Если на них обнаружены царапины, то шарнир желательно заменить. Ведь даже с новой смазкой его пробег вряд ли превысит 10 тысяч километров. Если обнаружили трещины или сколы на сепараторе, шарнир необходимо заменить, даже новая смазка не сможет заставить его правильно работать. Подробная установка приводного вала на автомобиль описана в статье Приводной вал. 

vipwash.ru

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция |

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция

ШРУС или "граната" (шарнир равных угловых скоростей) служит для передачи крутящего момента колесам автомобиля. Само устройство ШРУСа — довольно простое, состоит он из шарикоподшипника, который вращается поперек, а не вдоль своей оси. Свое второе название "граната" ШРУС получил благодаря своей форме.

Замена ШРУСа или его ремонт — довольно распространенное явление, предвестниками которых являются — стуки, хруст и треск во время поворота колес автомобиля.

Сегодня я хочу поговорить о том, как самостоятельно произвести замену ШРУСа ВАЗ в домашних условиях. Если вы пришли к выводу, что замена ШРУСа необходима, рекомендуем перед началом замены проверить люфта вала привода, для этого достаточно покачать вал привода рукой. Также можно проверить состояние "гранаты" полностью вывернув колеса влево или вправо, после чего заглянуть под машину на ШРУС. Если вы увидели на пыльнике разрывы или трещины, следы смазки, или другие нарушения целостности это значит, что необходима замена чехла шарнира равных угловых скоростей если не произвести ее вовремя, то со временем понадобится полная замена ШРУСа.

Прежде чем приступить к замене "гранаты", необходимо зафиксировать автомобиль при помощи включения передачи и стояночного тормоза, под задние колеса установите противооткатные клинья (подойдут также поленья клинообразной формы). После этого снимите защитный колпак и отпустите гайку ступицы. Чтобы отпустить гайку используйте удлинить, подойдет кусок трубы, это облегчит откручивание. Когда гайка ступицы откручена, можно начинать откручивать колесные болты.

После этого непосредственно начинается замена ШРУСа ВАЗ. Итак следуйте инструкции:

1. Поднимите колесо, ШРУС которого подлежит замене при помощи домкрата.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция2. Открутите болты и достаньте упорную шайбу гайки ступицы.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция3. Затем открутите от поворотного кулака два крепежных болта нижней шаровой опоры.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция4. Выверните руль максимально влево (или вправо, в зависимости от того с какой стороны происходит замена).5. Немного оттяните поворотный кулак со стойкой, после чего извлеките из ступици шлицевой конец наружного ШРУСа.Используя монтировку, вытолкните из коробки передач внутренней ШРУС.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция6. Произведите фиксацию вала привода в тисках, затем снимите хомуты с ШРУСов (внутреннего и наружного) и выверните на изнанку пыльники, если они повреждены, то не стоит мучиться с их демонтажем, просто срежьте их при помощи ножа.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция7. Далее используя выколотку или молоток с бронзовой или медной наставкой, попробуйте сбить ШРУС с вала.

Сборка ШРУСа производится в обратном разборке порядке, не забудьте заменить старую гайку ступицы и после затяжки надо законтрогаить ее край с целью предотвращения раскручивания.

1. Устанавливая внутренний ШРУС, следует помнить о пластмассовой заглушке, которую необходимо установить на конце вала.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция2. Перед установкой "гранаты" позаботьтесь о наличии необходимого количества смазки в ШРУСах.Установите новое стопорное кольцо на внутреннем ШРУСе, перед установкой готовых приводов на автомобиль.3. Когда привод установлен в коробку передач, посадите его в полуосевой шестерне до полной фиксации, слегка ударяя по валу молотком вдоль его оси с применением деревянной наставки.

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкция

Замена ШРУСа ВАЗ своими руками — пошаговая инструкцияНа этом у меня все, надеюсь, руководствуясь данной инструкцией ваша самостоятельная замена ШРУСа ВАЗ пройдет "как по маслу"! Удачи вам, берегите себя и свой автомобиль!

avtopulsar.ru