Профессиональный ремонт танков любых моделей. Ремонт танков


Ремонт танков

Вы являетесь владельцем настоящего танка или задумываетесь о его покупке? Мы предлагаем свои услуги по восстановлению и ремонту танков любых моделей.

Внимание! Мы реставрируем и обслуживаем только гражданские машины. Это демилитаризованная техника, либо памятники и музейные экспонаты. Мы не занимаемся военной техникой, которая состоит на вооружении РФ.

Техническое обслуживание танков

Танк - сложное техническое устройство, которое требует правильного и своевременного обслуживания соответствующими специалистами. Мы занимаемся не только продажей демилитаризированной техники, но и последующим ремонтом любых моделей танков. Для этого мы имеем соответствующие производственные помещения, все необходимое оборудование и грамотных механиков, разбирающихся в устройстве любых советских и российских танков. У нас есть опыт модернизации и подбора запасных частей к различным моделям танков, которые зачастую могут быть сняты с производства десятки лет. Обычно мы выкупаем их с НЗ или снимаем с демилитаризованной техники с малым пробегом, то есть они находятся в идеальном состоянии, и адаптируем под определенную модель танка. Реставрация танка это технически очень сложный процесс. Машина полностью разбирается до последнего болта. Только очистка всех деталей от ржавчины и грязи может занять от нескольких недель, до нескольких месяцев. Представьте себе гусеничную машину, котррая пролежала в болоте 50 лет! Тут нужен не только определенный уровень и грамотность персонала, но и опыт. Перебирается и реставрируется двигатель, который затем проходит холодную и горячую обкатку. Если родной двигетель восстановить невозможно, то устанавливается современный двигатель с адаптацией.

 

Также проверяется состояние торсионов и гусениц - при необходимости они ремонтируются или полностью меняются. Если у вас уже есть военная техника, то вы можете заключить с нами договор на сезонное обслуживание танков, их восстановление или капитальный ремонт. Данный вид транспорта требует серьезного ухода, но, будучи правильно обслуженным и отремонтированным, сможет в любую минуту отправиться в путешествие по снегу, грязи, болоту и песку. Мы готовы устранить любую поломку или полностью заменить вышедшие из строя узлы - обращайтесь!

Почему именно мы?

В отличие от конкурентов, мы готовы провести полный ремонт и модернизацию танка под ключ и восстановить его фактически с любого состояния. Мы занимаемся:

  1. Ремонтом силовой установки (двигателя, топливной системы, центробежной системы очистки масла, системы охлаждения, смазки, запуска двигателя, отсоса газов).
  2. Восстановлением трансмиссии (ремонт коробки передач, редукторов, фрикционов, полуосей, масляных насосов, тормозов, механизмов поворота).
  3. Ремонтом ходовой части (гусениц, ленивцев, амортизаторов, подвесок).
  4. Ремонтом органов управления (фрикционов, тормозов, коробки отбора мощности).
  5. Восстановлением электрооборудования (КИП, кабелей, систем связи).

При необходимости возможна модернизация танка - мы разработаем и установим на него любое необходимое оборудование. Звоните - мы готовы приступить к работе прямо сейчас!

atvtank.ru

WW2. Ремонт подбитых танков и русская смекалка: warhistory

Попались мне тут интересные воспоминания ветерана-военного инженера (Швебиг Анатолий Петрович) о постановке ремонтного дела в танковых частях во время Великой Отечественной:

"Когда, допустим, танк сгорел, его эвакуировали на переплавку. Это задача фронта. Под Москвой мы резали автогеном сгоревшие танки и сами их отправляли, потому что помощи не было. А в 1943 уже были специальные фронтовые команды. Мы отправляли отчет, что танк сгорел в таком месте, давали схемы: где, что и как.

Когда эвакуировали танки, сразу же начинали восстановительные работы – там, где были незначительные повреждения, ремонтировали быстро, и эти танки снова вставали в строй. Чаще всего были повреждения ходовой части, выход из строя опорного катка, перебитая гусеничная лента и т.д., у некоторых танков были не пробоины, а вмятины. Там же, где пробоины – и ремонтировать нечего. Если подбита броня – танк загорается, и его уже не спасти, а когда пробита, допустим, моторная часть, танк не загорается, но там уже нечего ремонтировать – такие танки мы отправляли на завод, где им делали капитальный ремонт".

Подбитый Т-34"У нас была ремонтно-восстановительная рота. Там – "Летучка типа А" – на ней весь инструмент, можно проводить текущий ремонт и иногда даже выполнять средние ремонтные работы. Дальше – "Летучка типа Б" – токарный станок, сварочные агрегаты, т. е. специальная мастерская, в которой могли восстанавливать некоторые части, варить броню и т. п. Кроме того, была подвижно-зарядная станция, где установлен генератор для зарядки аккумуляторов. Еще у нас стоял компрессор и баллоны – заряжали воздух.

Нам повезло с тем, что для нашей роты выделили пять тракторов "Ворошиловцев". В то время эти трактора считались очень мощными – на них стояли авиационные двигатели. Эти трактора помогали нам эвакуировать танки. Но к середине войны у нас уже этих тракторов (и ничего подобного) не было.

Что ломалось у танков? Допустим, у "КВ", прежде всего, выходило из строя сцепление, потому что танк тяжелый, нагрузки очень большие. Потом выходили из строя бортовая передача, шестерни бортовой передачи – и тоже из-за сильной нагрузки (все-таки 46 тонн). Еще не выдерживали торсионы. Ну и кое-что ломалось – по мелочи. Помню, например, у "КВ" отказал топливный насос, и мне пришлось его восстанавливать, потому что специалистов не было. На "КВ" были дизели, а на других танках – двигатели бензиновые. Была зима, так что малейший выход из строя радиатора – уже поломка. Еще часто засорялись карбюраторы.

На "Т-34" выходили из строя опорные катки – рвались резиновые бандажи. Самое главное – нарушались регулировки подачи топлива. Выходило из строя электрооборудование. Коробки передач редко ломались. Потом, когда стали двигаться по грязи, были сильные нагрузки, тогда выходили из строя шестерни первой передачи. То, что говорят, будто ранние "Т-34" ста километров не могли пройти, чтобы не сломаться, брехня. Мы же с Кубинки до Новопетровска прошли эти 100 километров – и ничего.

У "Т-35" броневая защита была пулевая... Это был пятибашенный танк, внутри его стояла 76-мм пушка, спереди и на корме – 45-мм пушки, на двух последующих башенках – пулемет. Всего было 3 пушки и 6 пулеметов. Экипаж состоял из десяти человек: 9 в танке, а один – механик-регулировщик. Все легкие танки с точки зрения защиты были слабые, хотя и был фальшборт то время, а потом броня. Но по 10 мм. 76-мм пушка – это гаубичная пушка, короткоствольная, не такой ударной силы. Фугасные снаряды. Бронебойных снарядов не было.

Разрушенный многобашенный Т-35Мы не обращали внимания на то, с какого завода приходили танки. Конечно, лучшие танки делал Харьковский завод – до захвата, конечно. Потом Ленинградский завод – был единственным, кто делал "КВ", а "Т-34" – Тагильский лучший, Челябинский – более-менее, Омский – похуже (в смысле качества производства). Ведь приходили машины, и мы их "с ног до головы" проверяли. И оказывалось: то там нет смазки, то в ходовой части недостаточно солидола. Когда у нас было время, мы все доводили до ума сами.

За войну качество росло. В 1941 было хуже, потому что клепали, чтобы быстрее, еще быстрее. Кроме того, заводы эвакуировались, поэтому дефектов было много. За качеством был контроль. Для заводов это страшное дело. Мы должны акты составлять на машины, которые принимаем. Таких неисправностей, что надо возвращать машину заводу, не было, но были рекламации по двигателям. Мы их составляли и передавали заводу...

...Немцы начали делать минные поля. Нам пришлось изготовлять самодельные тралы. Что мы делали? Брали "КВ" – опорные катки, на них наваривали металлические щипы, дальше делали нечто вроде саней, направляющие, прикрепляли к "Т-34" за клыки и пускали впереди. Мины взрывались – такой танк мог выдержать много мин, они его не повреждали, потому что катки мощные. Так мы делали проходы для танков.

Там же нам самим пришлось переоборудовать "Т-34" на огнеметные танки. К нам в бригаду пришло пять комплектов из Москвы, и мы устанавливали все своими силами. Установки, а у них огненное пламя было на сто метров, ставили вместо пушки – не вместе, а внутри бочок под большим давлением. Такая пушка выжигала из дзотов немцев. Такую работу мы тоже делали тогда впервые. Нам прислали оборудование, а мы его сами приспосабливали...

...Специальных тягачей для вытаскивания танков было мало. Что они из себя представляли? С подбитого танка или с танка, на котором башня вышла из строя, снимали башню и делали тягач. Мы много таких сделали. Но сначала у нас и потерь было немного, чтобы тягачи делать, и времени на эвакуацию не было, потому что то мы займем позиции, то немцы. Приходилось оставлять подбитые танки – их невозможно было забрать с линии огня.

Сами мы немецкую технику не использовали. Машины использовали, а танки нет – немцы оставляли только сгоревшие танки, к тому же у нас не было к ним запасных частей. Может быть, в других корпусах и использовали, а мы нет...

...В Берлине большие были потери. В основном от фаустников. Мы организовались так: первыми идут саперы, потом мы, за нами автоматчики. Саперы шли и разминировали. Мы разбивали фугасными снарядами тех, кто стрелял из домов, потом входила пехота, очищала и т. д. Но фаустники прятались. После фаустников, потом была артиллерия. Немцы все водоканальные люки приспособили под траншеи: туда установили орудия, а кругом заминировали. Поэтому очень сложно было идти по городу, очень медленно. Считайте, с 21-го до 5-го мая мы вели бои в Берлине.

Тогда у нас и пришла идея наварить сетки. Я собрал заместителей командиров бригад по технической части, и было высказано предложение наварить сетки, а их было много. Так мы стали металлические кроватные сетки наваривать на танк, немцы удивлялись, что это за танки такие? Выглядели они, конечно.. Но фаустпатрон ударялся об эту сетку и, конечно, отлетал в сторону."

Источник (полное интервью)

warhistory.livejournal.com

Капитальный ремонт танков Т-80Б на 61-м бронетанковом ремонтном заводе в Стрельне

Принадлежащий АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" веб-ресурс t-digest.ru разместил небезынтересный материал о проведении капитального ремонта значительного количества танков Т-80Б/БВ для Министерства обороны России на  АО "61 бронетанковый ремонтный завод" в Стрельне (Санкт-Петербург) (с 2015 года предприятие входит в состав АО "НПК "Уралвагонзавод").

Следует отметить, что в данном материале речь идет о простом капитальном ремонте танков Т-80Б/БВ, а не об их модернизации до уровня Т-80БВМ, которая, по известным данным, будет осуществляться на входящем в состав НПК "Уралвагонзавод" АО "Омсктрансмаш" (Омск) в рамках отдельного контракта 2017 года.

60-1024x768

Капитальный ремонт танков Т-80Б/БВ для Министерства обороны России на  АО "61 бронетанковый ремонтный завод" (входит в состав АО "НПК "Уралвагонзавод") в Стрельне (Санкт-Петербург) (с) Мария Гельман / t-digest.ru

Динамическая защита, новый прицельный комплекс, автомат сопровождения целей, но самое главное — скорость и невиданная для других машин подвижность. На 61-м танкоремонтном заводе «Уралвагонзавода» (г.Санкт-Петербург) возвращают к жизни уникальные «реактивные танки» Т-80. Большая партия этой бронетехники — в рамках гособоронзаказа — встала в ремонт и модернизацию. В результате российская армия снова получит боевые машины, считавшиеся в советское время средством первого удара.

Полная перезагрузка «неубиваемой» техники начинается на демонтажном участке. Здесь боевую машину разбирают практически до винтика. Следующая стадия — ремонт корпуса, после которого происходит очистка от ржавчины. Узлы и агрегаты перебирают в специализированных цехах. Особое внимание – основному прицелу пушки танка. От ремонта этого прибора в дальнейшем будет зависеть точность стрельбы. В финале преображения – малярная камера, где «восьмидесятки»  получают новый, свежий вид. Эти «старички» не жалеют себя ни на учениях, ни в бою и сдаваться перед более современными образцами не собираются.

Однако, «прокачанному» на заводе Т-80 – еще рано возвращаться в войска. Самая важная часть проверки – это испытания на полигоне. Сначала танк должен проехать 50 километров, а затем – отстреляться из пушки и пулемета. Решение о готовности машины встать в строй принимает военная приемка.

Т-80 уникален своей силовой установкой. В отличие от Т-72Б3 или Т-90М внутри него стоит не дизель, а газотурбинный агрегат, который по конструкции очень похож на авиационный двигатель. Из-за этого звук работающего танка часто сравнивают с взлетающим истребителем. Впрочем, в движении этот рев быстро сходит на нет, превращаясь в свист ветра. За это в войсках «восьмидесятки» называют «реактивным танком».

Газотурбинный двигатель (ГТД) превосходит дизельный по многим параметрам: запускается в любой мороз, вплоть до минус 40 градусов. Причем, за три минуты. Для дизеля норматив – 30. Его надо сначала «подогреть». В ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ей не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Кроме того, у ГТД лучшая приемистость, чем у дизеля, это дает огромную фору в скорости и маневрировании на поле боя. Танк способен разогнаться до 70 километров в час.

В конце 70-х  годов, когда Т-80 только создавался, его рассматривали как машину первого удара. Группировка танков была развернута в основном в Западной группе советских войск в Германии. В случае угрозы они буквально за считанные дни должны были сокрушить оборону НАТО и мощным клином выйти к берегам Ла-Манша. При этом Т-80 был абсолютно автономен. Из-за особенностей газотурбинной установки заправлять машину танкисты могли на бензоколонке — бензином любых марок, аэродроме – авиационным керосином, а на железнодорожной станции — дизельным топливом.

Сегодня перед Т-80 больше не стоит задача выйти к Ла-Маншу. Из-за особенностей силовой установки Минобороны предполагает использовать «восьмидесятки» в Арктических районах и на Дальнем Востоке. Обновленный танк получит современный прицельный комплекс «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. От вражеских снарядов и ракет его защитят блоки динамической защиты. В результате по своим характеристикам машина станет сопоставима с дизельным Т-72Б3.

10-1-4864x2432

25-1024x768

65-1024x768

73-1024x768

12-1024x768

75-2-1024x768

Капитальный ремонт танков Т-80Б/БВ для Министерства обороны России на  АО "61 бронетанковый ремонтный завод" (входит в состав АО "НПК "Уралвагонзавод") в Стрельне (Санкт-Петербург) (с) Мария Гельман / t-digest.ru

bmpd.livejournal.com

Ремонт танков

Вы являетесь владельцем настоящего танка или задумываетесь о его покупке? Мы предлагаем свои услуги по восстановлению и ремонту танков любых моделей.

Внимание! Мы реставрируем и обслуживаем только гражданские машины. Это демилитаризованная техника, либо памятники и музейные экспонаты. Мы не занимаемся военной техникой, которая состоит на вооружении РФ.

Техническое обслуживание танков

Танк - сложное техническое устройство, которое требует правильного и своевременного обслуживания соответствующими специалистами. Мы занимаемся не только продажей демилитаризированной техники, но и последующим ремонтом любых моделей танков. Для этого мы имеем соответствующие производственные помещения, все необходимое оборудование и грамотных механиков, разбирающихся в устройстве любых советских и российских танков. У нас есть опыт модернизации и подбора запасных частей к различным моделям танков, которые зачастую могут быть сняты с производства десятки лет. Обычно мы выкупаем их с НЗ или снимаем с демилитаризованной техники с малым пробегом, то есть они находятся в идеальном состоянии, и адаптируем под определенную модель танка. Реставрация танка это технически очень сложный процесс. Машина полностью разбирается до последнего болта. Только очистка всех деталей от ржавчины и грязи может занять от нескольких недель, до нескольких месяцев. Представьте себе гусеничную машину, котррая пролежала в болоте 50 лет! Тут нужен не только определенный уровень и грамотность персонала, но и опыт. Перебирается и реставрируется двигатель, который затем проходит холодную и горячую обкатку. Если родной двигетель восстановить невозможно, то устанавливается современный двигатель с адаптацией.

 

Также проверяется состояние торсионов и гусениц - при необходимости они ремонтируются или полностью меняются. Если у вас уже есть военная техника, то вы можете заключить с нами договор на сезонное обслуживание танков, их восстановление или капитальный ремонт. Данный вид транспорта требует серьезного ухода, но, будучи правильно обслуженным и отремонтированным, сможет в любую минуту отправиться в путешествие по снегу, грязи, болоту и песку. Мы готовы устранить любую поломку или полностью заменить вышедшие из строя узлы - обращайтесь!

Почему именно мы?

В отличие от конкурентов, мы готовы провести полный ремонт и модернизацию танка под ключ и восстановить его фактически с любого состояния. Мы занимаемся:

  1. Ремонтом силовой установки (двигателя, топливной системы, центробежной системы очистки масла, системы охлаждения, смазки, запуска двигателя, отсоса газов).
  2. Восстановлением трансмиссии (ремонт коробки передач, редукторов, фрикционов, полуосей, масляных насосов, тормозов, механизмов поворота).
  3. Ремонтом ходовой части (гусениц, ленивцев, амортизаторов, подвесок).
  4. Ремонтом органов управления (фрикционов, тормозов, коробки отбора мощности).
  5. Восстановлением электрооборудования (КИП, кабелей, систем связи).

При необходимости возможна модернизация танка - мы разработаем и установим на него любое необходимое оборудование. Звоните - мы готовы приступить к работе прямо сейчас!

www.atvtank.ru

Главное Управление ремонта танков

В начале 1943 г. в составе НКТП появились новые структурные подразделения – два новых главных управления. В соответствии с постановлением СНК № 184-67с от 19.02.1943 г. было создано Главное управление ремонта танков (ГУРТ). Его появление было вызвано изменением стратегической обстановки на советско-германском фронте. До осени 1942 г. боевые действия складывались для наших войск чаще всего неудачно. Поэтому в большинстве случаев противник захватывал ту территорию, на которой велись бои. Оставшаяся на поле боя ремонтопригодная бронетехника советских войск попадала в основном в руки врага. Лишь небольшая доля поврежденных машин эвакуировалась в тыл для ремонта. Только после перелома в ходе войны в результате Сталинградской битвы появилась потенциальная возможность восстанавливать большую часть поврежденной бронетехники. После зимнего наступления советских войск на контролируемой Красной Армией территории оказалось огромное количество подбитых танков, которые в принципе можно было восстановить. Однако это породило новую проблему: войсковых ремонтных средств не хватало для проведения необходимых работ.

Для того, чтобы разгрузить армейских ремонтников от наиболее сложных видов ремонта, передоверив его работникам НКТП, было создано ГУРТ. Возможно, идею создания ГУРТа подал В. А. Малышев. В этот период бывший нарком активно занимался проблемами ремонта танков. В дневнике Н. И. Бирюкова сохранились сообщения о ряде заседаний на эту тему, проводимых под его председательством. К сожалению, из него не понятно, под какой эгидой опальный бывший нарком проводил эти заседания (можно предположить, что они проходили с санкции ГКО или СНК), и кто в них участвовал.

ГУРТ первоначально включало в себя три ремонтных управления - Саратовское, Воронежское и Ростовское. Для формирования ремонтных баз НКТП требовалось 5 000 рабочих, которых ему должен был передать НКО из числа военнослужащих старших возрастов и ограниченно годных к военной службе.

Кроме того, в состав главка было включено несколько заводов, производящих запасные части для нужд ремонтников. Производство запчастей на основных заводах НКТП всегда считалось делом второстепенным. По этой причине план по запчастям часто не выполнялся. Кроме того, в новых условиях производство запчастей надо было увеличить, так как потребности в них в связи с изменившейся стратегической ситуацией резко возросли. Опыт подсказывал, что до тех пор, пока производство запчастей будет оставаться вспомогательным производством на крупных танковых заводах, оно всегда будет сталкиваться с недостатком внимания, и за его счет будут постоянно решаться те или иные затруднения на основном производстве. Поэтому было решено включить в состав ГУРТ НКТП ряд машиностроительных заводов, которые предназначались исключительно для производства запчастей. Некоторые из них когда-то уже входили в состав НКТП, и теперь вновь туда возвращались. 12 апреля 1943 года постановлением ГКО № 3165сс в состав НКТП из Наркомата станкостроения были переданы: завод имени компартии Франции в Муроме (далее – им. КПФ), завод Станкопатрон в Саратове, Саратовский завод зуборезных станков, завод «Коммунист» в городе Марксе с филиалом в городе Энгельсе, завод имени Ленина в Ижевске. В мае 1943 г. эти заводы были переданы в состав ГУРТ и им были присвоены номера: № 42, № 43, № 44, № 45, № 46 соответственно. 8 июня в дополнение к этим заводам НКТП был передан завод № 37 (не следует его путать с довоенным заводом с тем же номером).

В составе ГУРТ имелись не только стационарные предприятия и ремонтные базы. 15 апреля ГКО в распоряжении 3188 указало ГУРТ сформировать 25 подвижных ремонтных баз и направить их в места прошедших боев.

Наладить скорейший ремонт танков было настолько важно, что ГКО 22 февраля 1943 г. принял постановление № 2926сс, дававшее ГУРТ право первоочередной перевозки грузов. Это постановление даже разрешало использовать для нужд ГУРТ транспортную авиацию.

Первоначально ГУРТ возглавил первый заместитель наркома танковой промышленности А. А. Горегляд. Тем самым ГУРТ пытались создать благоприятные условия для деятельности, так как Горегляд пользовался большим влиянием, занимаясь материально-техническим снабжением НКТП. Он был одним из самых авторитетных и опытных руководителей танковой промышленности. Поэтому можно было надеяться, что заводы и ремонтные базы ГУРТ получат все необходимое для работы. Кроме того, как первый заместитель наркома, А. А. Горегляд мог премировать работников других заводов системы НКТП за выполнение плана поставок запчастей для ГУРТ, чем он как минимум один раз воспользовался, выделив деньги некоторым работникам Кировского завода, завода № 183 и другим. В конце 1943 г. начальником ГУРТ стал генерал-майор инженерно-танковой службы Ф. С. Белогорлов.

Возможно, ГБТУ полагало, что создание ГУРТ НКТП стало вторжением в сферу его компетенции, и в силу этого относилось к ГУРТ негативно. Во всяком случае, заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками по политчасти Н. И. Бирюков записал в своем дневнике под заголовком «план работы на ноябрь 1943 г.» в качестве двадцать шестого пункта: «добиться ликвидации ГУРТа». Видимо, усилия ГБТУ не пропали даром, так как в 1944 г. ГУРТ был ликвидирован.

tankfront.ru

Ремонт трофейных танков. Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин!

Ремонт трофейных танков

Тема ремонта трофейной техники в нашей печати освещалась довольно слабо. Написанная на эту тему автором работа десятилетней давности базировалась главным образом на воспоминаниях и не проверенных данных, поэтому имеет большое количество неточностей и ошибок. Благодаря тому, что за последние годы появилось большое количество архивных документов, картину ремонта трофейной бронетехники можно изложить более достоверно.

К началу Великой Отечественной войны в ведении главного автобронетанкового управления имелось 32 ремонтных базы центрального подчинения, предназначенных для капитального ремонта техники. Причем только девять из них занимались танками и танковыми двигателями, а остальные только автомобилями и тракторами. Кроме того, ремонтом бронетанковой техники занимались и 12 заводов промышленности, принадлежащих семи различным наркоматам, а также рембазами военных округов. Существенным недостатком всех рембаз ГАБТУ КА являлось то, что они занимались обслуживанием всех типов боевых машин, без какой-либо специализации. Что касается заводов промышленности, то они занимались ремонтом бронетехники эпизодически и в небольших масштабах. Все ремонтные базы (как центральные, так и окружные) подчинялись ремонтно-эксплуатационному управлению (РЭУ) ГАБТУ КА.

Трофейная немецкая бронетехника, захваченная частями 65-й армии на станции Демехи. Белорусский фронт, февраль 1944 года (АСКМ).

Начиная с декабря 1941 года начинается перепрофилирование ремонтных баз — теперь каждая ориентировалась на один — два типа боевых машин, а с первого полугодия 1942 года ремонт бронетехники стал регламентироваться постановлениями Государственного Комитета Обороны. Помимо рембаз к ремонту танков привлекались и заводы промышленности различных наркоматов, причём они также ориентировались на один-два типа боевых машин.

7 декабря 1942 года система ремонта танков ГБТУ КА была реорганизована. Постановлением ГКО № 2589сс ремонтные базы переформировывались в танковые ремонтные заводы, которые подчинялись вновь созданному управлению ремонта танков ГБТУ КА. Кроме того, к стационарным танкоремонтным заводам в 1943 году дополнительно сформировали ряд подвижных танкоремонтных заводов. Кроме того, в 1943 году решением ГКО при народном комиссариате танковой промышленности и наркомате среднего машиностроения создаются главные управления по ремонту танков, на которые возлагалась организация капремонта танков на полях бывших сражений Сталинградского и Воронежского фронтов.

Погрузка трофейных танков Pz. Ill для отправки в ремонт на тыловых предприятиях. Северо-западнее Сталинграда, январь 1943 года (РГАКФД).

Бригада танкистов-ремонтников за изучением трофейных StuG III (из состава 192-го дивизиона штурмовых орудий) на рембазе № 82. Апрель 1942 года (АСКМ).

Кроме ремзаводов и заводов промышленности, ремонтом бронетехники занимались отдельные ремонтно-восстановительные батальоны фронтов и армий.

* * *

Первой ремонтной базой, которой поручили ремонт трофейной бронетехники, стала ремонтная база № 82 в Москве. Созданное в декабре 1941 года это предприятие РЭУ ГАБТУ КА изначально предназначалось для ремонта прибывших по ленд-лизу английских танков и бронетранспортёров. Но уже 6 января 1942 года начальник АБТУ Западного фронта получил от ГАБТУ КА следующее указание:

«Примите немедленные меры к завозу машин в ремонт:

1. На рембазу № 82 (Москва 2-я Дзержинская, северный пост, ветка завода „Подъёмник“) все трофейные танки и танки иностранных марок.

2. На филиал № 2 рембазы № 82 (Москва. Павелецкая-Товарная) трофейные и иностранные колёсные легковые и грузовые колёсные машины и тягачи всех марок.

3. Центральные мастерские треста № 30 НКАП СССР (Москва Дзержинская северный пост, ветка треста № 30) трофейные грузовые колёсные машины и тягачи всех марок».

Верхний снимок — Ремонтники осматривают трофейные StuG III на рембазе № 82. Апрель 1942 года (АСКМ).

Нижний снимок — Рабочие ремонтной базы № 82 в Москве осматривают прибывший для ремонта танк Pz. HI, апрель 1942 года (АСКМ).

Трофейная техника, свезённая для ремонта, во дворе завода «Подъёмник», где размещалась рембаза № 82: Pz. II, огнемётный вариант Pz. II Flamm «Фламинго», Pz. III, Pz.35(t), Pz.38(t), StuG III, бронетранспортеры Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253. На многих машинах видны эмблемы немецких танковых дивизий. Апрель 1942 года (АСКМ).

Ремонтники осматривают танки Pz. III, на переднем плане танк Pz. III из состава 18-й танковой дивизии немцев, оснащённый оборудованием для подводного хода. Москва, рембаза № 82, апрель 1942 года (АСКМ).

Однако уже в конце марта решением ГАБТУ КА, утверждённым в ГКО, специализация рембазы № 82 изменилась, о чём 5 апреля 1942 года было уведомлено командование Западного фронта:

«Ввиду изменения профиля рембазы № 82 данный АБТУ КА план завоза на 2-й квартал по трофейным танкам и бронемашинам полностью переносится на рембазу № 8.

По плану завода на рембазу № 82 сохраняется завоз для ремонта только танков иностранных марок, т. е. английских и американских.

Дайте немедленно соответствующие указания войсковым частям фронта».

Однако до примерно до лета на рембазу № 82 продолжали завозить трофейные танки. Это и понятно Москва находилась в тылу Западного фронта, а Казань глубоко в тылу. В ноябре 1942 года при рембазе № 82 в спешном порядке сформировали филиал № I, задачей которого стал срочный ремонт танков Pz. III и штурмовых орудий StuG III, предназначенных в качестве базы для установки 122-ммгаубиц (об этом смотри подробнее в главе «Самоходки на трофейных шасси»). Филиал проработал три месяца, и после завершения работ по СГ-122 ремонтом трофейной техники больше не занимался.

Всего по отчёту рембазы № 82 за 1942 год на ней (вместе с филиалом № 1) отремонтировали 90 танков всех типов.

* * *

Ещё одним московским предприятием, занимавшимся восстановлением немецкой бронетехники, был филиал завода № 37, созданный на месте эвакуированного в Свердловск производства. Филиал занимался ремонтом машин Т-30/Т-60 и грузовиков. Помимо этого, за 1942 год на него завезли пять танков Pz. I (отремонтировано два), семь Pz. II (отремонтировано три), пять танков Pz.38(t) (отремонтировано три), пять «трофейных самоходных пушек» (не ремонтировались), два легких трофейных броневика (отремонтированы), один средний (отремонтирован), четыре «бронеавтомобиля-рации» (отремонтирован один), а также 89 трофейных автомобилей (отремонтировано 52) и 14 полугусеничных тягачей (отремонтировано 10).

Таким образом, за 1942 год на ремонтных предприятиях ГАБТУ КА и наркомтанкопрома отремонтировали около 100 трофейных бронеединиц, включая броневики. Кстати, по воспоминаниям одного из ремонтников, наилучшим для ремонта танком был чехословацкий Pz.38(t), так как «имел довольно простой и надежный двигатель и несложные механизмы трансмиссии. Если чешский танк не горел, он, как правило, восстанавливался. В то же время практически все немецкие танки требовали гораздо более деликатного обращения».

В некоторых источниках встречается информация о ремонте бронетехники на заводе МЗОК ВИМ. Причем указывается, что здесь проводилось и перевооружение некоторых из них отечественными артсистемами. Однако такая информация не подтверждается архивными документами — дело в том, что завод МЗОК ВИМ в 1942 году занимался ремонтом тракторов «для Западного фронта и МТС Московской области». Также не подтверждаются данные о ремонте восьми танков «Рено» и «Гочкис» сверхплана — в 1942 году найти восемь трофейных французских танков было проблематично.

Кстати, другие предприятия, расположенные в Москве, кроме рембазы № 82 и филиала завода № 37, ремонтом трофейных танков не занимались.

Но наибольший объём по ремонту трофейной бронетехники проделала рембаза (с 1943 года — танкоремонтный завод) № 8. Перед войной база находилась в Киеве, являясь одним из крупнейших ремонтных предприятий ГАБТУ КА. Затем ее эвакуировали в Казань, и с весны 1942 года она ориентировалась на ремонт трофейной матчасти. Сколько бронеединиц поступило в Казань за 1942 год автору неизвестно, но только с Западного фронта за девять месяцев поступило в ремонт 119 немецких танков.

За 11 месяцев 1943 года на танкоремонтный завод № 8 завезли 356 трофейных машин (Pz. II — 88, Pz. III — 97, Pz. IV — 60, Pz.38(t) — 102. прочие типы — 12), из которых отремонтировали 349 (Pz. II — 86, Pz. III — 95, Pz. IV — 53, Pz.38(t) — 102, прочие типы — 12). Правда, далеко не все отремонтированные немецкие танки направляли в Действующую Армию. Например, в августе 1943 года с завода № 8 отгрузили 77 трофейных немецких танков пехотным, пулеметным и стрелково-миномётным училищам, 26 — запасным стрелковым полкам, а 65 — двенадцати танковым училищам.

В мае — апреле 1944 года ремзавод № 8 вновь переехал в Киев.

Эшелон отремонтированных танков «Прага» по пути в Действующую Армию. Западный фронт, июль 1942 года. Передний танк вместо чехословацких ZB перевооружён советскими пулемётами ДТ (РГАКФД).

В порядке использования внутренних ресурсов заводом в 1944 году переработаны несколько тонн болтов с трофейных танков, более 10 тонн трофейных деталей их листового железа и такое же количество утильного листа (битые кабины и кузова легковых машин) использовали для изготовления необходимых деталей. Кроме того, из резиновых бандажей танка «Тигр» были изготовлены подушки буфера балансира танка Т-34. Всего за первую половину 1944 года ремзавод № 8 отремонтировал 124 средних и 39 легких немецких танков, после чего ремонт трофейной матчасти с него сняли. Теперь предприятие занималось восстановлением только отечественной матчасти (за 1944 год сдано 620 Т-70, 507 СУ-76, 204 Т-34 и 138 Т-30/Т-60).

Таким образом, за 1942–1944 года танкоремонтный завод № 8 отремонтировал не менее 600 немецких танков различных типов. Правда, далеко не все они попали на фронт, много машин направлялись в учебные и запасные танки.

Помимо ремонтных баз, танкоремонтных заводов ГБТУ КА и заводов промышленности, ремонтом трофейной матчасти занимались армейские и фронтовые ремонтные части. Прежде всего, эти работы велись там, где линия фронт оставалась долгое время без изменений. Пожалуй, наибольший объём работ проделали ремонтные части Западного фронта в 1942 году. Например, за июнь 22-й армейский ремонтно-восстановительный батальон фронта отремонтировал десять немецких танков (при плане в 20), а 132-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон за этот же период — 30 трофейных машин Pz. II, Pz. III и Pz. IV (при плане в 40). Причём в месячной сводке за июнь 1942 года отмечалось, что «план по немецким танкам Т-2-3-4 не выполнен из-за недостаточного опыта ремонта их».

Тем не менее, в июле 1942 года в 22-й армейский ремонтно-восстановительный батальон направили 16 трофейных танков, и еще четыре — 132-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон.

Причём этот батальон занимался и перевооружением немецких танков отечественным вооружением. Правда, масштаб таких работ был невелик, и касался в основном замены немецких пулеметов на отечественные ДТ и установку отечественной оптики. Так, в своем письме от 2 июля 1942 года в главное артуправление заместитель начальника БТУ ГАБТУ КА Алымов сообщал:

«Прошу Вашего распоряжения об отпуске для 132 ОРВБ следующее артвооружение в счёт лимитов, выделенных ГАУ КА для ГАБТУ КА на ремонт:

1. 20 мм пушек ШВАК — 1 шт.;

2. Пулемётов ДТ — 15 шт.;

3. Коробов к 20 мм ШВАК — 32;

4. Дисков к ДТ — 308;

5. ЗИП к пушке ШВАК — 4к-та;

6. ЗИПкДТ — 26к-тов;

7. Прицелов ТМФП-1 — 4;

8. Банников к 37-мм — 13;

9. Прицелов ТМФ — 13,

10. ЗИП к 37 мм пушке — 1 к-т;

11. ЗИП к 76 мм пушке — 1 к-т;

12. Прицелов ТОД-6 — 2 шт.

Вооружение необходимо для укомплектования отремонтированных трофейных танков. Основание: заявка АБТУ КА Западного фронта от 29.6.42 г. за № 2/2906 с приложенными инспекторскими свидетельствами и актами технического осмотра на 23 листах».

Ремонт танка Pz.38(t) «Прага» на рембазе № 82. Москва, май 1942 года (РГАКФД).

К сожалению, актов в деле не оказалось, поэтому нельзя сказать точно, какие машины предлагалось перевооружить.

Сведения о ремонте трофейной бронетехники на филиале № 1 ремонтной базы № 82 за 1942 год

Тип машины Ноябрь Декабрь Всего Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено
Pz. III 22 12 8 13 14 4 35 26 12
Pz. IV 6 2 I 10 1 16 3 1
StuG III 11 7 4 11 8 22 15 4
Бронетранспортёр 1 1 2

Сведения о ремонте трофейной бронетехники на ремонтной базе № 82 за первое полугодие 1942 года

Тип машины Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено
Pz. I 1 1
Pz. II 5 1 1 8 8 1 1 1 1 19
Pz. III 3 3 3 1 13 1
StuG III 2 1 1 2 14 5 1 1 1 1
Pz. IV 1 4 2 1 2 1 1
35(t) 1 3 11 1 1
38(t) 6 4 11 1 2 26 5 6 8
Pz. II Flamm 1 3 2 2
S-35 «Сомуа» 1 1
Бронеавтомобили 1 1 7 1

Сведения о ремонте трофейной бронетехники на ремонтной базе № 82 за второе полугодие 1942 года

Тип машины Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено Завезено Отремонтировано Отгружено
Pz. I
Pz. II 2 2 2
Pz. III 5 3 1 2 2 4 2 1 1 1 3 2 1
StuG III 3 3 3 1 1 1 1 1
Pz. IV 1 2 1 1 1 1
35(t)
38(t) 4 1 3 2
Pz. II Flamm 2 1 1 1 1 1
S-35 «Сомуа»
Бронеавтомобили

Сведения о ремонте трофейной бронетехники на ремонтной базе № 82 за 1942 год

Тип машины Всего Завезено Отремонтировано Отгружено
Pz. I 2
Pz. II 42 5 5
Pz. III 31 11 10
StuG III 24 8 8
Pz. IV 11 4 4
35(t) 15 1 1
38(t) 53 13 13
Pz. II Flamm 6 4 4
S-35 «Сомуа» 1 1
Бронеавтомобили 9 1 1

В течение 1942 года списано: Pz.1–2, Pz. II — 37, Pz. III — 19, Pz. IV — 7, StuG III — 15, Pz.35(l) — 14, Pz.38(t) — 34. Pz. II Flamm — 2, бронеавтомобилей — 8.

За ноябрь 1942 года частями Западного фронта на тыловые рембазы было направлено 23 немецких танка и один бронеавтомобиль (из отдельного танкового батальона 20-й армии — 2 Pz. II, 4 Pz. III, 4 Pz. IV, 2 StuG III, I Pz.38(t) и I броневик; из 31-й армии — 6 Pz. III/IV; из 30-й армии — 2 Pz. II; из 33-й армии — 1 Pz. III; из 16-й армии — 1 Pz. IV).

Учёт трофейной бронетехники, захваченной частями 65-й армии на станции Демехи. Белорусский фронт, февраль 1944 года (АСКМ).

Транспортировка трофейных танков для ремонта на заводе № 264. Сталинград, весна 1943 года (РГАКФД).

Французские бронеавтомобили AMD-35. использовавшиеся в вермахте под обозначением Panard 178(f), на ремонтной базе № 82 в Москве. Передний броневик уже прошел ремонт и предназначен для передачи в Красную Армию. Машина перекрашена в стандартный советский защитный цвет 4Б0. Апрель 1942 года (АСКМ).

Транспортировка танка Pz.38(t) «Прага» к месту ремонта при помощи подъемного крана. Москва, рембаза № 82, апрель 1942 года (АСКМ).

Кроме того, некоторое количество трофейной бронетехники отремонтировали заводы главного управления ремонта танков наркомата танковой промышленности. Так, в 1943 году на заводе № 264 в Сталинграде (сформирован на базе одноименного завода после освобождения города, должен был заниматься ремонтом танков) отремонтировали 83 машины Pz. III Pz. IV а ещё восемь — в начале 1944 года.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что за годы Великой Отечественной войны ремонтные заводы ГБТУ КА и предприятия главного управления ремонта танков НКТП отремонтировали не менее 800 немецких танков и САУ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

про ремонт танков видео Видео

Мультик про танки World of Tanks. Эпизод 12: Ремонт

...

2 меc назад

Ваша помощь проекту: Яндекс Деньги 410014591750661 Webmoney_RUB R382852434821 Webmoney_$ Z329656866379 Мультики про танки!

Heroes and Generals ЦЕНА РЕМОНТА ВСЕХ ТАНКОВ. КРАТКИЙ ОБЗОР

...

8 меc назад

Видео про цену выезда или ремонта на каждом танке. Плюс маленькая характеристика танка. Донат - http://www.donationaler...

Военные провели ремонт танков времен Великой Отечественной войны

...

1 лет назад

Военные 201-й российской базы, дислоцированной в Таджикистане, завершили ремонт танков ИС-2 и Т-34-85 в Душанбе...

Мультик про танки. Ремонт танка. Военные машины мультфильм. Военная техника #мультфильмы

...

2 лет назад

Мультик про танки Ремонт танка Военные машины мультфильм Военная техника https://youtu.be/GzMzm--AszI "Мультик про...

Ремонт танков для ДНР

...

4 лет назад

Подписывайся на последние Новости Украины ДНР ЛНР и Новороссии сегодня! Подписаться - http://goo.gl/Gs1T72 [Русский]...

зарисовочка "танки Т-34 на ремонте"

...

5 лет назад

Это видео создано с помощью видеоредактора YouTube (http://www.youtube.com/editor)

Танк КВ-1. К бою готов! | Реставраторы | Т24

...

1 лет назад

Реставраторы восстанавливают тяжелый советский танк КВ-1 времен начала Великой Отечественной. 1 часть:...

Мультик про танки. Ремонт танка. Военные машины мультфильм. Военная техника #мультфильмы

...

8 меc назад

Эти очертания вызывают страх, 70 тонн бронированной мощи, способной убивать через каждые 4 секунды. Во всем....

Ремонт танка Т-38

...

1 лет назад

9 мая 2017г Музей «Битва за Ленинград» имени Зиновия Колобанова.

Танк Т-34-76. Часть 1 | Реставраторы | Т24

...

2 лет назад

Т-34-76 - танк-легенда, самый массовый и популярный танк войны. Перед реставраторами стоит задача восстановить...

Неудачный выезд танка King Tiger. Полевой ремонт

...

2 лет назад

Решил протестировать VStank King Tiger с металлическим апгрейдом на улице. Без поломок полевого ремонта не обошлос...

СИРИЯ. РУССКИЕ ТАНКИ ТВОРЯТ ЧУДЕСА!

...

1 лет назад

Источники видео (канал Rusvesna.su1812): https://www.youtube.com/watch?v=Oxmh7pslcZk https://www.youtube.com/watch?v=QRiwiAfyUmw Читайте ...

игра почини танк | ремонт танка | видео для детей

...

3 лет назад

мультик игра про машинки - игра почини грузовик забавные машинки ждут Вас. Почисти, помой или отремонтируй.....

Война в Сирии. Ремонт танка Т-72

...

5 меc назад

Хроника боевых действий https://vk.com/club161179488 Telegram-канал https://t.me/voencadr.

Батальон "Азов" тащит на ремонт подбитый танк

...

4 лет назад

http://www.mariupol.tv http://vk.com/tvmariupol https://www.facebook.com/pages/mariupoltv/813136462050377.

Танк Т 72, БРЭМ 1, В 46, Ремонт Топливный насос. Порядок демонтажа и монтаж

...

9 меc назад

Танк Т 72, БРЭМ 1, В 46, Ремонт Порядок демонтажа, монтаж топливного насоса.Больше о ремонте техники на сайте...

Вся правда о перках экипажа

...

2 лет назад

Наконец, вы узнаете всю правду! На канале каждый день выходит лёгкое и познавательное видео. Старые ролики...

Как японцы ремонтировали танк Type-10.Прикол!

...

3 лет назад

У японских танкистов на танке японский танк Type-10 слетела гусеница.Эта проблема оказалась нерешаемой на...

Завод ХБТРЗ ремонт танків для НАЦІОНАЛЬНОЇ ГВАРДІЇ. УКРІНФОРМ ТВ

...

4 лет назад

Харківський бронетанковий ремонтний завод.

videoprime.ru