Датчик массового расхода воздуха: принцип работы, диагностика. Ремонт дмрв


Проверка и ремонт датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа |

Здравствуйте! В этой статье рассмотрим подробно такие вопросы: как проверить датчик массового расхода воздуха(дмрв) потенциометрического типа и ремонт датчика массового расхода воздуха. Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте сначала рассмотрим предназначение дмрв на автомобиле и его устройство.

Содержание статьи

Предназначение ДМРВ на автомобиле

Датчик массового расхода воздуха на автомобиле с электронной системой управления двигателем предназначен для определения нагрузки на двигатель и формирования на своем выходе электрического сигнала, пропорционально его нагрузке. При открытии дроссельной заслонки увеличивается поступление воздуха в двигатель и тем самым увеличиваются его обороты. Но если при этом не подать должного количества бензина, то двигатель попросту не будет развивать оборотов и глохнуть.В этом случае датчик массового расхода воздуха определяет количество всасываемого воздуха двигателем и формирует на выходе электрический сигнал. В датчике потенциометрического типа сигналом будет увеличивающееся на выходе напряжение. Данное напряжение поступает на электронный блок управления, блок управления на основе этого сигнала увеличивает подачу топлива при помощи форсунок в двигатель. Тем самым обеспечивается стабильная работа двигателя на всех режимах его работы.

Устройство ДМРВ

В ДМРВ потенциометрического типа в качестве измерительного элемента используется флюгер, который при помощи своей оси передает свое отклонение от потока воздуха потенциометру. Чем больше поток воздуха, тем больше отклоняется флюгер и перемещает ползунок потенциометра.

Неисправности датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа

Основной неисправностью таких датчиков является износ резистивного слоя потенциометра. На большинстве потенциометров используется две параллельные токопроводящие дорожки. Со временем они протираются от перемещения ползунка. Тем самым теряется контакт и напряжение на выходе такого датчика при перемещении ползунка становится прерывистым. ЭБУ двигателем при обработке такого сигнала не знает, обогащать смесь или обеднять. Двигатель при этом начинает «колбасить», т.е. обороты прыгают.В этом случае назревает необходимость проверки ДМРВ.

Проверка ДМРВ

Для проверки работоспособности датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа необходимо на сигнальном выводе датчика проверить напряжение, которое должно плавно возрастать при медленном и равномерном отклонении флюгера датчика(или по другому при равномерном движении полозка по дорожке потенциометра.

Если показания вольтметра начинают хаотично меняться при движении полозка, то это говорит о износе резистивного слоя датчика и такой датчик подлежит замене или в худом случае его можно попробовать отремонтировать. Измерение нужно проводить при помощи стрелочного вольтметра.

Применение цифрового мультиметра в этом случае малоэффективно. Но более точные результаты можно получить произведя проверку потенциометра при помощи автомобильного мотортестера(осциллографа).

Еще хочу остановиться на следующем. Некоторые диагносты не зная толком предназначение ДМРВ в системе управления двигателем часто вскрывают его крышку и проводят его регулировку.

Не зная то, для чего он нужен, они зачастую добиваются того, что после такой такой регулировки машина попросту не хочет ехать, из трубы валик черный дым, двигатель как бы захлебывается.В этом случае после таких горе мастеров приходится по новому производить регулировку датчика массового расхода воздуха.

Регулировка ДМРВ потенциометрического типа

В чем собственно заключается такая регулировка? В заглушенном состоянии двигателя поток воздуха через ДМРВ отсутствует и флюгер датчика находится в закрытом состоянии. При этом ползунок потенциометра находится в самом начале дорожки потенциометра и напряжение на нем составляет несколько десятых вольта. При запущенном двигателе имеется определенный расход воздуха и соответственно флюгер потенциометра отклоняется на определенный угол.

Ползунок на дорожке занимает какое то определенное положение и соответственно напряжение. Для любого блока управления двигателем есть определенные значения напряжения с датчика при разных нагрузочных режимах двигателя. Так вот если нагрузка на двигатель минимальна, а напряжение с датчика будет превышать, чем оно должно быть, то в двигатель будет подаваться излишек топлива.

К примеру возьмем двигатель фольксваген пассат B3 2Е с ДМРВ потенциометрического типа. По базе данных Autodata напряжение на выходе датчика при незаведенном двигателе должно составлять 0,3 вольта, на заведенном работающем на холостом ходу прогретого двигателя 0,8 вольта.

Буквально на днях приехал клиент с таким мотором на фольксвагене 1992 года выпуска с жалобой на черный дым из трубы автомобиля и периодическим подтраиванием двигателя. По его словам он уже две недели ездил по мастерам, но все безрезультатно.

Первым делом подняв капот я обратил внимание на наличие ДМРВ. Если он присутствует на моторе, то дозирование топлива происходит по его сигналу. А вот какой сигнал может быть, это уже как кто покрутил и в какую сторону ползунок потенциометра ДМРВ.

При подключении мультиметра к сигнальному выводу и измерении напряжения при включенном зажигании но не заведенном двигателе составило 0,28 вольта. На первый взгляд ничего страшного. При работе двигателя на холостом ходу напряжение подпрыгнуло до 1,35 вольта! По мере прогрева двигателя оно упало до 1,3 вольта! А должно быть 0,8 вольта! Это ни в какие ворота не лезет.

К сожалению многие почему то этого не знают и регулируют произвольно. После регулировки положения ползунка добился 0,8 вольта при работе на холостом ходу и мотор заработал нормально, перестал дымить и подтраивать. Весь ремонт в течении 10 минут, а он две недели ездил в поисках причины.

Хочу обратится к таким мастерам и сказать: Ребята! Учите материальную часть двигателя и его устройство с принципом функционирования ЭСУД на автомобилях!! Не крутите все подряд, что можно крутить, а что нельзя.

Ремонт датчика массового расхода воздуха потенциометрического типа

Ремонт ДМРВ заключается в следующем. Нам необходимо восстановить его нормальную работу. Для этого нужно или при помощи специального состава восстановить протертые дорожки потенциометра или сдвинуть пластину с резистивным слоем датчика так, чтобы ползунок стал двигаться по еще не стертой части резистивного слоя.

Второй способ наиболее приемлем и менее трудоемок. Для ремонта ДМРВ с протертой дорожкой необходимо открыть крышку ДМРВ. Она сидит на специальном герметике. Для его размягчения аккуратно нагреваем пластмассовую крышку ДМРВ феном и снимаем, поддевая отверткой.Далее нам необходимо открутить четыре винта крепления разъема и снять его. При помощи ключа отворачиваем стяжной болт ползунка потенциометра и снимаем его.

Теперь у нас появляется возможность при помощи отвертки открутить винты пластины с дорожками потенциометра. Откручиваем и аккуратно снимаем.Теперь нам нужно при помощи надфиля сделать отверстия в пластине овальными, чтобы иметь возможность передвигать пластину вверх или вниз относительно ползунка.

Устанавливаем пластину на место и слегка притягиваем ее винтами. Устанавливаем на место ползунок потенциометра и затягиваем стяжной болт. После чего аккуратно передвиньте пластину потенциометра так, чтобы ползунок стал двигать чуть выше или ниже протертого резистивного слоя. Затяните окончательно винты.

Установите датчик массового расхода воздуха обратно на автомобиль и произведите его регулировку согласно базы данных автодаты или либо другой. Чтобы ползунок немного передвинуть, отпустите фиксирующий винт и выставите его в нужном положении для достижения необходимого напряжения.Всем пока и удачи в ремонте!

andrejgrechuha.ru

▷Датчик расхода воздуха: устройство, принцип работы, проверка

Для оптимальной работы инжекторного двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) следует учитывать, сколько воздушной смеси поступает в камеры сгорания цилиндров. На основании этих данных электронным блоком управления (далее ЭБУ) определяет условия подачи топлива. Помимо информации с датчика массового расхода воздуха, учитывается его давление и температура. Поскольку ДМРВ являются наиболее значимыми, рассмотрим их виды, конструктивные особенности, возможности диагностики и замены.

Назначение и расшифровка аббревиатуры

Расходомеры, они же волюметры или ДМРВ (не путать с ДМРТ и ДВРМ), расшифровываются как датчики массового расхода воздуха, устанавливаются в автомобилях на дизеле или бензиновых ДВС. Место расположения данного датчика найти несложно, поскольку он контролирует подачу воздуха, то и искать его следует в соответствующей системе, а именно, после воздушного фильтра, на пути к дроссельной заслонке (ДЗ).

Место установки ДМРВ на Газель 405Место установки ДМРВ на Газель 405Место установки ДМРВ на Газель 405

Подключение устройства осуществляется к блоку управления ДВС. В тех случаях, когда ДМРВ находится в неисправном состоянии или отсутствует, грубый расчет может быть произведен исходя из положения ДЗ. Но при таком способе измерения нельзя обеспечить высокую точность, что незамедлительно приведет к перерасходу топлива. Это еще раз указывает на ключевую роль расходометра при расчете подаваемой через форсунки топливной массы.

Помимо информации с ДМРВ, блок управления также обрабатывает данные, поступающие со следующих устройств: ДРВ (датчик распределительного вала), ДД (измеритель детонации), ДЗ, датчик температуры системы охлаждения, измеритель кислотности (лямбда зонд) и т.д.

Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы

Наибольшее распространение получили три вида волюметров:

  • Проволочные или нитевые.
  • Пленочные.
  • Объемные.

В первых двух принцип работы построен на получении сведений о массе воздушного потока путем измерения его температуры. В последних может быть задействовано два варианта учета:

  1. Путем изменения положения ползунка, приводимого в действие специальной лопастью, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через прибор. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций довольно низкий. Это стало основной причиной для отказа производителей авто от датчиков данного типа. Для ознакомления приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера.

    Из чего состоит ДМРВ объемного типаИз чего состоит ДМРВ объемного типаУстройство ДМРВ объемного типа

  2. Подсчетом вихрей Кармана. Они образуются в том случае, если ламинарный воздушный поток будет омывать препятствие, кромки которого достаточно острые. Частота срывающихся с них вихрей напрямую связана со скоростью потока воздуха, проходящего через устройство.
Конструкция вихревого датчикаКонструкция вихревого датчикаКонструкция вихревого датчика (широко используется производителем Mitsubishi Motors)

Обозначения:

  • А – датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть, частота давления и образования вихрей буде одна и та же, что дает возможность измерить расход воздушной смеси. На выходе при помощи АЦП аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой, и передается в ЭБУ.
  • В – специальные трубки, формирующие воздушный поток, близкий по свойствам к ламинарному.
  • С – обводные воздуховоды.
  • D – колона с острыми кромками, на которых формируются вихри Кармана.
  • Е – отверстия, служащее для замера давления.
  • F – направление воздушного потока.

Проволочные датчики

Нитевой ДМРВ до недавнего времени был наиболее распространенным типом датчика, устанавливаемый на отечественных автомобилях модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.

Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000

Обозначения:

  • А – Электронная плата.
  • В – Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
  • С – Регулировка CO.
  • D – Кожух расходомера.
  • Е – Кольцо.
  • F – Проволока из платины.
  • G – Резистор для термокомпенсации.
  • Н – Держатель для кольца.
  • I – Кожух электронной платы.

Принцип работы и пример функциональной схемы нитевого волюметра.

Разобравшись с конструкцией устройства, перейдем к принципу его работы, она основана на термоанемометрическом методе, при котором терморезистор (RT), нагреваемый проходящим через него током, помещают в воздушный поток. Под его воздействием изменяется теплоотдача, а соответственно, и сопротивление RT, что позволяет вычислить объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:

I2*R=(K1+K2*⎷Q)*(T1-T2) ,

где I – ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры Т1. При этом Т2 — температура окружающей среды, а К1 и К2 – неизменные коэффициенты.

Исходя из приведенной выше формулы, можно вывести величину объемного расхода воздушного потока:

Q = (1/К2)*(I2*RT/(T1 — T2) — K1)

Пример функциональной схемы с мостовым включением термоэлементов приведен ниже.

Типовая функциональная схема проволочного ДМРВТиповая функциональная схема проволочного ДМРВТиповая функциональная схема проволочного ДМРВ

Обозначения:

  • Q- измеряемый воздушный поток.
  • У – усилитель сигнала.
  • RT – проволочное термосопротивление, как правило изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
  • RR – термокомпенсатор.
  • R1-R3 – обычные сопротивления.

Когда скорость потока близка к нулю, RT нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет мосту удерживаться в равновесии. Как только поток воздушной смеси усиливается, терморезистор начинает охлаждаться, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и, как следствие, нарушению равновесия в мостовой схеме. В результате этого процесса на выходе усилительного блока образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать его потерю от потока воздушной смеси и восстанавливает равновесие моста.

Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, оперируя величиной тока, проходящего через мост. Чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразовывается в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй – по его уровню.

У данной реализации есть существенный недостаток – высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор аналогичный основному, но не подвергают его воздействую воздушного потока.

В процессе работы на проволочном терморезисторе могут накапливаться пылевые или грязевые наслоения, чтобы не допустить этого, данный элемент подвергается краткосрочному высокотемпературному нагреву. Он производится после отключения ДВС.

Пленочные воздухомеры

Пленочный ДМРВ работает по тому же принципу, что и нитевой. Основные отличия заключаются в конструктивном исполнении. В частности, вместо проволочного сопротивления из платиновой нити используется кремневый кристалл. Он покрыт несколькими слоями платинового напыления, каждый из которых играет определенную функциональную роль, а именно:

  • Температурного датчика.
  • Термосопротивления (как правило, их два).
  • Нагревательного (компенсационного) резистора.

Данный кристалл устанавливается в защитный кожух и помещается в специальный канал, через который проходит воздушная смесь. Геометрия канала выполнена таким образом, чтобы температурные измерения снимались не только с входного потока, а и отраженного. Благодаря созданным условиям достигается высокая скорость движения воздушной смеси, что не способствует отложению пыли или грязи на защитном корпусе кристалла.

Конструктивные особенности пленочного ДМРВКонструктивные особенности пленочного ДМРВКонструктивные особенности пленочного ДМРВ

Обозначения:

  • А – Корпус расходомера, в который вставляется измерительное приспособление (Е).
  • В – Контакты разъема, который подключается к ЭБУ.
  • С – Чувствительный элемент (кремневый кристалл с несколькими слоями напыления, помещенный в защитный кожух).
  • D – Электронный контролер, при помощи которого производится предварительная обработка сигналов.
  • Е – Корпус измерительного приспособления.
  • F – Канал, сконфигурированный таким образом, чтобы снимать тепловые показатели с отраженного и входного потока.
  • G – Измеряемый поток воздушной смеси.

Как уже упоминалось выше, принцип работы нитевых и пленочных датчиков аналогичны. То есть, первоначально производится нагрев чувствительного элемента до температуры. Поток воздушной смеси охлаждает термоэлемент, что делает возможным произвести расчет массы воздушной смеси, проходящей через датчик.

Как и в нитевых устройствах, исходящий сигнал может быть аналоговым или преобразовываться при помощи АЦП в цифровой формат.

Следует заметить, что погрешность нитевых волюметров порядка 1%, у пленочных аналогов данный параметр около 4%. Тем не менее, большинство производителей перешли на пленочные датчики. Это объясняется как более низкой стоимостью последних, так и расширенным функционалом ЭБУ, обрабатывающих информацию с данных устройств. Эти факторы отодвинули на второй план точность приборов и их быстродействие.

Следует отметить, что благодаря развитию технологии изготовления флэш-микроконтроллеров, а также внедрению новых решений удалось существенно понизить погрешность увеличить быстродействие пленочных конструкций.

Взаимозаменяемость

Данный вопрос довольно актуален, особенно принимая во внимание стоимость оригинальных изделий импортного автопрома. Но здесь не все так просто, приведем пример. В первых серийных моделях горьковского автозавода на инжекторные волги устанавливался ДМРВ БОШ (Bosh). Несколько позже импортные датчики и контролеры заменили отечественные изделия.

Взаимозаменяемые нитевые ДМРВВзаимозаменяемые нитевые ДМРВА –импортный нитевой ДМРВ производства Bosh (pbt-gf30) и его отечественные аналоги В — АОКБ «Импульс» и С – АПЗ

Конструктивно эти изделия практически не отличались за исключением нескольких конструктивных особенностей, а именно:

  • Диаметр провода, используемого в проволочном терморезисторе. У бошевских изделий Ø 0,07 мм, а у отечественной продукции – Ø0,10 мм.
  • Способ крепления провода, он отличается типом сварки. У импортных датчиков это контактная сварка, у отечественных изделий – лазерная.
  • Форма нитевого терморезистора. У Bosh он имеет П-образную геометрию, АПЗ выпускает приборы с V-образной нитью, изделия АОКБ «Импульс» отличаются квадратной формой подвески нити.

Все приведенные в качестве примера датчики были взаимозаменяемые, пока Горьковский автозавод не перешел на пленочные аналоги. Причины перехода были описаны выше.

Пленочный ДМРВ СименсПленочный ДМРВ СименсПленочный ДМРВ Сименс (Simens) для ГАЗ 31105

Приводить отечественный аналог изображенному на рисунке датчику не имеет смысла, поскольку внешне он практически не отличается.

Следует отметить, что при переходе с нитевых приборов на пленочные, скорее всего, потребуется менять всю систему, а именно: сам датчик, соединительный провод от него к ЭБУ, и, собственно сам контролер. В некоторых случаях контроль может быть адаптирован (перепрошит) под работу с другим датчиком. Такая проблема связана с тем, что большинство нитевых расходомеров посылают аналоговые сигналы, а пленочные – цифровые.

Следует отметить, что на первые серийные автомобили ВАЗ с инжекторным двигателем устанавливался нитевой ДМРВ (производства GM) с цифровым выходом, в качестве примера можно привести модели 2107, 2109, 2110 и т.д. Сейчас в них устанавливается ДМРВ БОШ 0 280 218 004.

Для подбора аналогов можно воспользоваться информацией с официальных источников, или тематических форумов. Для примера ниже представлена таблица взаимозаменяемости ДМРВ для автомобилей ВАЗ.

Таблица совместимости ДМРВ для модельного ряда ВАЗТаблица совместимости ДМРВ для модельного ряда ВАЗТаблица совместимости ДМРВ для модельного ряда ВАЗ

Представленная таблица наглядно показывает, что, например, датчик ДМРВ 0-280-218-116 совместим с двигателями ВАЗ 21124 и 21214, но не подходит к 2114, 2112 (в том числе и на 16 клапанов). Соответственно можно найти информацию и по другим моделям ВАЗ (например, Лада Гранта, Калина, Приора, 21099, 2115, Нива Шевроле и т.д.).

Как правило, не возникнет проблем и с другими марками авто отечественного или совместного производства (УАЗ Патриот ЗМЗ 409, ДЭУ Ланос или Нексия), подобрать замену ДМРВ для них не составит проблемы, это же касается и изделий китайского автопрома (КIA Ceed, Спектра, Спортейдж и т.д.). Но в этом случае велика вероятность, что распиновка ДМРВ может не совпадать, исправить ситуацию поможет паяльник.

Значительно сложнее обстоит дело с европейскими, американскими и японскими авто. Поэтому, если у вас Тойота, Фольксваген Пассат, Субару, Мерседес, Форд Фокус, Нисан Премьера Р12, Рено Меган или другое европейское, американское или японское авто, прежде, чем производить замену ДМРВ, необходимо тщательно взвесить все варианты решения.

Если интересно, можете поискать в сети эпопею с попыткой замены на Ниссане Альмера Н16 «родного» воздухомера аналогом. Одна из попыток привела к чрезмерному расходу топлива даже на холостом ходу.

В некоторых случаях поиск аналого будет оправданным, особенно, если принять во внимание стоимость «родного» волюметра (в качестве примера можно привести БМВ Е160 или Ниссан Х-Трейл Т30).

Проверка работоспособности

Прежде, чем проводить диагностику ДМРВ, необходимо знать симптомы, позволяющие определить степень работоспособности МАФ (аббревиатура с английского названия прибора) сенсора в автомобиле. Перечислим основные признаки неисправности:

  • Существенно увеличился расход топливной смеси, одновременно с этим замедлился разгон.
  • ДВС на холостом ходу работает с рывками. При этом может наблюдаться в холостом режиме снижение или увеличение оборотов.
  • Двигатель не стартует. Собственно, данная причина сама по себе не говорит о том, что расходомер в автомобиле неисправен, могут быть и другие причины.
  • Выводится сообщение о проблеме с двигателем (Cheeck Engine)
Пример высветившегося сообщения «Cheeck Engine»Пример высветившегося сообщения «Cheeck Engine»Пример высветившегося сообщения «Cheeck Engine» (отмечено зеленым)

Эти признаки указывают на возможную неисправность ДМРВ, чтобы точно установить причину поломки необходимо выполнить диагностику. Это несложно сделать своими руками. Значительно упростить задачу поможет подключение к ЭБУ диагностического адаптера (если данная опция возможна), после чего по коду ошибки определить исправность или неисправность сенсора. Например, ошибка p0100 указывает на неисправность цепи расходомера.

Поиск ошибки с помощью диагностического адаптераПоиск ошибки с помощью диагностического адаптераПоиск ошибки с помощью диагностического адаптера

Но если предстоит провести диагностику на отечественных авто, выпушенных 10 лет назад или более, то проверка ДМРВ может быть осуществлена одним из следующих способов:

  1. Тестирование в процессе движения.
  2. Диагностика с применением мультиметра или тестера.
  3. Внешний осмотр сенсора.
  4. Установка однотипного, заведомо исправного устройства.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов.

Тестирование в процессе движения

Проще всего произвести проверку, анализируя поведение ДВС при отключенном сенсоре МАФ. Алгоритм действий следующий:

  • Необходимо открыть капот, отключить расходомер, закрыть капот.
  • Заводим машину, при этом ДВС переходит в аварийный режим работы. Соответственно, на приборной доске высветится сообщение о проблеме с двигателем (см. рис. 10). Количество подаваемой топливной смеси будет зависеть от положения ДЗ.
  • Проверьте динамику авто и сравните ее с той, что была до отключения сенсора. Если автомобиль стал более динамичен, а также выросла мощность, то это с большой долей вероятности указывает на то, что датчик массового расхода воздуха неисправен.

Заметим, что можно ездить и дальше при отключенном устройстве, но делать это крайне не рекомендуется. Во-первых, увеличивается расход топливной смеси, во-вторых отсутствие контроля над регулятором кислорода приводит привод к повышению загрязнений.

Диагностика с применением мультиметра или тестера

Признаки неисправности ДМРВ можно установить, подключив черный щуп к заземлению, а красный на вход сигнала сенсора (распиновку можно посмотреть в паспорте к устройству, там же указаны и основные параметры).

Пример измерения мультиметром напряжения на ДМРВ в автомобиле ВАЗ 2114Пример измерения мультиметром напряжения на ДМРВ в автомобиле ВАЗ 2114Пример измерения мультиметром напряжения на ДМРВ в автомобиле ВАЗ 2114

Далее устанавливаем границы измерения в пределе 2,0 В включаем зажигание и производим измерения. Если прибор ничего не отображает, необходимо проверить правильность подключения щупов к массе и сигналу расходомера. По показаниям прибора можно судить об общем состоянии устройства:

  • Напряжение 0,99-1,01 В говорит о том, что сенсор новый и работает исправно.
  • 1,01-1,02 В — прибор БУ, но состояние его хорошее.
  • 1,02-1,03 В – указывает, что устройство все еще работоспособное.
  • 1,03 -1,04 состояние приближается к критическому, то есть в ближайшее время необходима замена ДМРВ на новый сенсор.
  • 1,04-1,05 – ресурсы прибора практически исчерпались.
  • Свыше 1,05 – однозначно нужен новый ДМРВ.

То есть, правильно судить о состоянии сенсора можно по напряжению, низкий уровень сигнала свидетельствует о работоспособном состоянии.

Внешний осмотр сенсора

Данный способ диагностики является не менее действенным, чем предыдущие. Все, что необходимо, — снять сенсор и оценить его состояние.

Осмотр датчика на предмет поврежденийОсмотр датчика на предмет поврежденийОсмотр датчика на предмет повреждений и наличия жидкости

Характерные признаки неисправности – механические повреждения и жидкость в приборе. Последнее свидетельствует о том, что не отрегулирована система подачи масла в двигатель. Если сенсор сильно загрязнен, то следует произвести замену или очистку воздушного фильтра.

Установка однотипного, заведомо исправного устройства

Данный способ дает практически всегда ясный ответ на вопрос работоспособности сенсора. На данный способ на практике довольно сложно реализовать, не приобретая новый прибор.

Кратко о ремонте

Как правило, пришедшие в негодность сенсоры МАФ не подлежат ремонту, за исключением тех случаев, когда требует их промывка и чистка.

В некоторых случаях можно произвести ремонт платы объемного ДМРВ, но этот процесс ненадолго продлит жизнь прибору. Что касается плат в пленочных сенсорах, то без специального оборудования (например, программатора для микроконтроллера), а также навыков и опыта, пытаться их восстановить бессмысленно.

Похожие статьи

www.asutpp.ru

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха устанавливается в автомобили с электронным блоком управления двигателя. Он необходим для контроля количества воздуха, который поступает в цилиндры. На основании этого показателя ЭБУ подает сигнал форсункам о количестве топлива.

Что это такое

Для того чтобы в цилиндрах полностью сгорело топливо, необходимо правильно составить пропорцию топливно-воздушной смеси. Количество топлива контролируют форсунки и ЭБУ. За количество воздуха отвечает ДМРВ. Правильная пропорция воздуха к бензину – 14,7:1.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Воздух в цилиндрах действует как окислитель. Кислород из атмосферного воздуха обеспечивает процесс горения. Если его не будет, смесь сгорит не полностью, а это уменьшит КПД мотора.

Электронный блок управления мотором считывает данные о количестве воздуха, который попал во впускной коллектор. На основе этого он принимает решение о необходимом объеме топлива.

Некоторые автолюбители придумывают способы обмануть ДМРВ для увеличения мощности и максимальной скорости движения.

Но все эти методы вредят двигателю, поэтому лучше к ним не прибегать.

Конструкция

Датчик воздуха состоит из измерительного элемента и корпуса. На входе установлен воздушный дефлектор для усиления тяги. С двух сторон датчик имеет уплотнительные резиновые кольца, чтобы исключить проникновение воздуха в обход фильтра.

Типы измерительных элементов:

Они отличаются только по форме, оба типа сделаны из платины. Это объясняется высокой теплопроводностью материала. Разогретая платина также очищает элементы от мусора и пыли, который попадает с воздухом.

В измерительном элементе также имеется схема, которая считывает показатель электрической мощности, превращает его в импульсный сигнал и отправляет ЭБУ.

Принцип работы

Датчик ДМРВ располагается между дроссельной заслонкой и впускным коллектором. Он подсчитывает количество воздуха на основании мощности нагревательного элемента.

Принцип работы ДМРВ прост. Поток воздуха охлаждает измерительный элемент в датчике. В ЭБУ задана контрольная температура, которая поддерживается путем подачи электрического тока. Как только элемент охладился, на него подается ток для нагрева. Чем больше воздуха проходит через датчик, тем больше мощности нужно для поддержания температуры. Параметр мощности передается в блок управления. Он подает команду форсункам.

Количество воздуха, который попадает во впускной коллектор, зависит от угла, на который открыт дроссель. Водитель с помощью педали газа управляет дроссельной заслонкой. Чтобы увеличить скорость, он нажимает на педаль и подает больше воздуха. А контроллер в свою очередь подает больше топлива.

Поломки

Воздушный фильтр не полностью очищает подаваемый воздух, поэтому в датчик могут попадать частицы пыли. Они загрязняют его и приводят к поломкам.

Причины неисправностей

Причинами поломки датчика расхода воздуха может стать загрязнение нагревательного элемента или перепады напряжения. Если отключить ДМРВ или сломать его, блок управления мотором получает косвенные данные о количестве воздуха от датчиков положения дроссельной заслонки и положения коленчатого вала. Они не дают точных данных, поэтому расход топлива резко увеличивается.

Также причинами поломок может стать загрязнение воздушного фильтра. Поэтому его нужно регулярно менять. К неисправностям может привести механическое повреждение гофры инжектора. В результате подсасывается воздух, который искажает данные прибора.

Признаки неисправностей

Прежде всего, любые ошибки в работе этого прибора записываются ЭБУ. Их можно выявить в процессе диагностики. Если у вас установлен бортовой компьютер, он сразу покажет наличие ошибки и ее код. В этом случае вы сразу можете ликвидировать проблему.

Другие признаки неисправности ДМРВ:

  • Нестабильные обороты двигателя в режиме холостого хода;

  • Провалы в работе мотора при нажатии на педаль газа;

  • Чрезмерный расход бензина;

  • Машина глохнет при попытке переключить передачу.

Если вы заметили эти симптомы, сразу отправляйтесь в автосервис для проведения компьютерной диагностики. Эти признаки могут быть сигналом других поломок, поэтому нужно пройти полную диагностику.

Как отличить от других поломок

Признаки неисправности расходомера воздуха могут говорить и о других неполадках авто. Например, повышенные обороты могут говорить о поломке регулятора холостого хода. Причинами повышенного расхода топлива может стать бензонасос, лямбда-зонд, температурный датчик.

Поэтому лучше всего провести компьютерную диагностику для выяснения причин. В ЭБУ записываются коды ошибок всех датчиков, компьютер сразу сможет определить, в чем проблема.

Последствия выхода датчика из строя

Поломка ДМРВ не приведет к остановке автомобиля и выключению зажигания. С этой неисправностью можно ездить. Дело в том, что в блоке управления предусмотрен аварийный режим работы. Он считывает показатели с датчиков положения коленвала и дроссельной заслонки. По ним он составляет представление о примерном количестве поступившего воздуха. Так как показатель неточный, форсунки впрыскивают заведомо больше топлива. В результате водитель замечает перечисленные симптомы неисправности ДМРВ.

Как проверить ДМРВ на бензиновом двигателе

Как проверить датчик подачи воздуха:

  1. Осмотр. Для этого нужно снять устройство и осмотреть дефлектор и внутреннюю часть. В идеальном состоянии все поверхности должны быть чистыми, без следов масла или конденсата. Если они грязные, то необходимо почистить датчик.

  2. Отключение датчика. Отключите его от блока управления и запустите двигатель. В этом случае ЭБУ начнет работать в аварийном режиме, и обороты увеличатся до 1500. Попробуйте проехать и проследите за динамикой набора скорости. Если она улучшилась, значит, ДМРВ неисправен.

  3. Установка нового датчика. Если вы не знаете, какая именно деталь сломалась, можно установить новую, заведомо исправную. По улучшению работы мотора определяют поломку.

  4. Проверка мультиметром. На приборе устанавливают постоянный ток и шкалу с пределом 2 В. Распиновка ДМРВ одинакова на всех моделях, отличаются только цвета проводов. На датчике находят первый и третий провода со стороны лобового стекла. К ним подносят щупы. Включают зажигание, но не запускают мотор. Идеальное напряжение – 0,996-1,01 В. При выработке датчика он повышается. На значении 1,5 В устанавливают новое устройство.

  5. Проверка ЭБУ. Блок управления может быть прошит некорректно. Для его диагностики нужно вставить пластину 1 мм толщиной под упор заслонки. Когда мотор набирает обороты, отсоединяют ДМРВ. Если машина не заглохла, значит, контроллер не включает аварийный режим.

Ремонт и замена

Чтобы понять причину поломки, следует снять датчик и оценить его состояние. Ремонт ДМРВ обычно заключается в его чистке. Это продлит срок службы, но ненадолго.

Чистка ДМРВ Bosch

Для продления срока службы устройства вы можете почистить его от загрязнений. Это сэкономит вам деньги, так как новый датчик стоит недешево. Инструкция:

  1. Купите жидкость для чистки карбюраторов или этиловый спирт.

  2. Снимите датчик расхода воздуха.

  3. Отверните винты и снимите платиновую пластину.

  4. Обработайте средством нагревательный элемент. Не прикасайтесь к нему руками.

  5. Если на поверхности имеются черные пятна, приложите к ним ватный диск, смоченный в ацетоне.

  6. После очистки соберите устройство и установите его обратно.

  7. Проверьте работу мультиметром.

Замена датчика массового расхода воздуха

Это самый простой способ восстановления нормальной работы автомобиля. Только обратите внимание на то, что новый датчик должен быть таким же, как старый. Аналогичный или агрегат другой фирмы не подойдет. Дело в том, что даже внешне одинаковые устройства могут выдавать разные сигналы, которые предназначены для разных блоков управления.

Если вы знаете, как выглядит прибор на вашем автомобиле, то поменять его не составит труда. Найдите положение устройства около дроссельной заслонки. Оно удерживается хомутами. Вам нужно снять их, отсоединить провода и вытащить устройство. Установка нового производится в обратном порядке.

Цена датчика на Лада Калина

Так как нагревательный элемент сделан из платины, цена на датчик массового расхода воздуха высокая. Поэтому автовладельцы должны следить за состоянием всех приборов, чтобы сэкономить на ремонте и замене.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Теперь вы знаете, что такое ДМРВ. Без него невозможна правильная работа мотора и остальных систем. Поэтому обращайте внимание на признаки неисправности датчика массового расхода воздуха и вовремя меняйте его. Диагностика ДМРВ легко проводится самостоятельно с помощью мультиметра.

motorstory.ru

как проверить датчик массового расхода воздуха, его ремонт и замена

Оптимальная работа автомобильного двигателя зависит от многих факторов. Силовой агрегат работает, основываясь на показаниях различных датчиков и контроллеров, одним из которых является расходомер воздуха. Какие присущи для ДМРВ признаки неисправности, как проверить устройство и при необходимости поменять? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Возможные неисправности датчика массового расхода воздуха: признаки и причины

Работоспособность датчика массового расхода воздуха влияет на функциональность мотора машины, как на холостом ходу, так и при движении. Это устройство расположено обычно в воздуховоде, рядом с воздушным фильтрующим элементом. В соответствии с показаниями сигналов, которые отправляет расходомер, управляющий модуль осуществляет расчет объемов горючего и воздуха для образования топливовоздушной смеси. Самым оптимальным соотношением в данном случае является 1:14.

Нужно отметить, что эффективная работа расходомера зависит также и от чистоты воздушного фильтрующего элемента. Так что если уровень сигнала напряжения от ДМРВ слишком низкий или высокий, автовладелец должен сразу же проверить чистоту фильтра.

При каких симптомах должна осуществляться проверка расходомера:

  • если на контрольном щитке загорелся значок Чек Энджин, свидетельствующий о необходимости проверки двигателя;
  • в зависимости от авто, на приборке также может появляться ошибка, которая говорит о слишком низком сигнале, поступающем с ДМРВ;
  • мотор стал плохо работать — силовой агрегат может глохнуть, его мощность значительно упала, при этом машина плохо разгоняется, особенно, при езде в гору;
  • увеличился расход горючего;
  • силовой агрегат стал нестабильно работать на холостых оборотах — они могут резко увеличиваться и так же резко опускаться;
  • во время переключения рычага передач ДВС может произвольно заглохнуть (автор видео — канал АВТО-МОТО).

Это только поверхностные признаки, свидетельствующие об износе. Выход из строя расходомера можно диагностировать по появлению трещин на корпусе гофрированного патрубка, соединяющего устройство с заслонкой дросселя. В том случае, если силовой агрегат глохнет, есть вероятность, что причина кроется в неполадках в работе электроцепи питания, в данном случае необходимо диагностировать проводку.

Отдельно следует выделить такую неисправность, как низкий сигнал, поступающий с расходомера, ее причины могут быть следующими:

  • устройство не подключено к бортовой сети;
  • в электроцепи питания расходомера произошел обрыв;
  • окислились контакты, в частности, массы, либо же произошел обрыв этого провода;
  • сигнальные провода были соединены неправильно или опять же, произошел их обрыв;
  • такой симптом также может быть связан с неполадками в работе управляющего модуля ЭБУ.

Как вы понимаете, выход из строя расходомера может привести к серьезным неполадкам, тем более, нужно учитывать, что симптомы его поломки схожи с признаками неисправностей других устройств. Так что при обнаружении хотя бы одного признака необходимо уделить внимание диагностике (автор видео — Roman Roman).

Диагностика и ремонт расходомера воздуха

Теперь поговорим о том, как проверить и отремонтировать устройство, если это позволяет ситуация.

Есть несколько вариантов диагностики:

  1. Первый вариант — диагностика при отключении ДМРВ. Принцип этого метода заключается в отключении расходомера от топливной системы транспортного средства и дальнейшей диагностики работоспособности мотора при отключенном ДМРВ. Реализация метода заключается в отсоединении штекера питания от устройства и дальнейшем запуске ДВС. При отсутствии устройства блок управления активирует аварийный режим работы, то есть формирование горючей смеси будет осуществляться в соответствии с положением заслонки дросселя. В том случае, если после отключения расходомера работа двигателя восстановилась, мотор перестал глохнуть, это свидетельствует о том, что датчик нужно поменять.
  2. Еще один вариант — заключается в том, чтобы под упор заслонки дросселя установить металлическую пластину, ее толщина должна составлять 1 мм. После этого обороты двигателя должны возрасти. Далее, от датчика расхода воздуха нужно отсоединить разъем питания. В том случае, если после этих действий двигатель будет работать также, это свидетельствует о выходе из строя ДМРВ.
  3. Следующий вариант — попробовать поставить вместо вышедшего из строя расходомера новый и оценить работу мотора с ним. Это самый эффективный и быстрый вариант проверки, ведь если работа двигателя стала более эффективной, это говорит о поломке ДМРВ. Разумеется, не у каждого автовладельца есть запасной расходомер.
  4. Также можно попытаться определить неполадку в работе регулятора посредством визуальной диагностики. Для реализации этого способа понадобится выкрутить хомут при помощи отвертки с крестовым наконечником, которая фиксирует гофру воздуховода. После этого необходимо внимательно осмотреть внутреннюю часть гофры, а также самого регулятора. На поверхностях не должно быть следов моторной жидкости или влаги, все элементы должны быть сухими.В том случае, если автовладелец не будет следить за чистотой воздушного фильтрующего элемента, то мусор и пыль с него со временем начнет попадать на чувствительный компонент расходомера. Соответственно, это приведет к выходу из строя последнего — такая причина поломки является одной из наиболее встречаемых.Появление масляных следов может быть обусловлено увеличенным уровнем рабочей жидкости в картере либо забитым маслоотбойником. Все элементы следует очистить от остатков моторной жидкости.

Отдельно следует выделить вариант диагностики с помощью тестера — мультиметра. Красный щуп тестера подключается к входу датчика — этот контакт находится ближе к ветровому стеклу, а черный подключается к массе, обычно это зеленый провод, находится на противоположном конце разъема.

Показания диагностики могут быть следующие:

  • от 0,996 до 1,1 вольта — датчик новый;
  • 1,01-1,02 — работоспособное устройство;
  • 1,02-1,03 — удовлетворительное состояние датчика;
  • 1,03-1,04 вольта — срок службы подходит к концу, при более высоких значения регулятор подлежит замене.

ДМРВ — это устройство, которое не подлежит ремонту, но его можно попытаться восстановить путем очистки сетки. Для очистки можно использовать жидкость WD-40 или специальный очиститель карбюратора.

Фотогалерея «Отключение и очистка датчика»

Инструкция по замене ДМРВ своими руками

Чтобы выполнить замену, придерживайтесь инструкции:

  1. Для начала отключите зажигание и откройте капот автомобиля.
  2. Обесточьте бортовую сеть, для этого отключите АКБ.
  3. Далее, с помощью отвертки следует ослабить хомут, фиксирующий гофру к контроллеру.
  4. Сама гофра демонтируется.
  5. После этого необходимо отключить штекер питания регулятора.
  6. Используя гаечный ключ (обычно на 10), необходимо выкрутить винты, которые фиксируют устройство к корпусу фильтра.
  7. Производится демонтаж датчика и его замена. Процедура сборки осуществляется в обратном порядке.
Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

Видео «Подробная инструкция по очистке датчика своими руками»

Как правильно демонтировать и очистить устройство и какие нюансы при этом следует учитывать — подробная инструкция приведена в ролике ниже (автор — канал Се Дан).

avtoklema.com


Смотрите также