В России освоен ремонт корабельных газотурбинных двигателей. Гтд ремонт


Ремонт газотурбинных двигателей | АО Эверест Турбосервис

Сборочный цех

АО «Эверест-Турбосервис» производит капитальный ремонт:

- газогенератора 16.850. 000 газотурбинного двигателя НК-16СТ;

- газогенератора 218.850.000 газотурбинного двигателя НК-16-18СТ;

- свободной турбины 16.860.000 двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ.

Работы проводятся на собственных производственных площадях, расположенных на территории Технопарка «Химград» в г. Казань, где организованы и укомплектованы необходимой технологической документацией и оснасткой ремонтный участок, участки дефектоскопии и механической обработки.

Ремонт осуществляется в соответствии с действующей нормативно-технической и эксплуатационной документацией.

Ремонт включает в себя также выполнение всех доработок согласно перечней завода-изготовителя.

При ремонте производится 100% контроль деталей неразрушающим методом, выполняется  замена изношенных деталей узлов, деталей одноразового использования, замена подшипников, ремонт и замена рабочих лопаток компрессоров и турбин, ремонт агрегатов топливной и масляной систем, камеры сгорания, оболочек, коробок приводов, ремонт электрооборудования, трубопроводов, рамы, восстановление металлокерамических вставок сопловых аппаратов и т.д.,

Существует возможность проведения капитального ремонта газотурбинных двигателей после выработки их ресурса, для выполнения данного ремонта в полном объеме разработана технологическая документация.

Ремонтные работы производятся опытным инженерно-техническим персоналом предприятия, имеющим длительный опыт работы в конструкторских бюро и сборочных цехах на предприятиях авиационной промышленности, таких как Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д.Кузнецова — разработчик двигателей марки «НК»; КПП «Авиамотор» г. Казань; ОАО КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединение)- предприятие- производитель двигателей НК-16СТ,  НК-16-18СТ.

Ремонт газотурбинных двигателей

Качество выполняемых работ – одна из главных целей АО «Эверест-Турбосервис» — достигается применением современных ремонтно-технических средств и диагностирующей аппаратуры.

На предприятии организован отдел подготовки и повышения квалификации персонала по техническому обслуживанию и ремонту газотурбинных двигателей и их комплектующих.

Специалисты предприятия проходят регулярное обучение на предприятиях разработчиках и изготовителях газотурбинного оборудования, таких как АО СНТК, АО МПО им.И.Румянцева, ОАО КМПО, СГАУ им.С.П.Королева.

Нашими постоянными заказчиками являются ООО «Газпром добыча Уренгой» ОАО «Сургутнефтегаз» ООО «Газпром добыча Ямбург» ООО «Газпром добыча Надым», Государственный концерн «Туркменнефть» и многие другие.

 

www.everest-ts.ru

«В России освоен ремонт корабельных газотурбинных двигателей» в блоге «Судостроение и судоходство »

Турбина фрегата «Ярослав Мудрый» Фото: ОАО «ПГ Новик»

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Промышленная группа «Новик» освоила ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Как происходило освоение, в статье ниже.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы

Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т. д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

— «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

— имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

— гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места

Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

«И „Неустрашимый“, и „Чабаненко“ могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель „Новика“. —А „Ярослав Мудрый“ исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».

Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.

Варианты замещения

«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.

sdelanounas.ru

Ремонт гидротрансформаторов. Запчасти гидротрансформатор. Ремонт ГТД. Цены и гарантии гидромуфты. Схема работы гидротрансформатора.

Гидротрансформатор является одним из одним из основных узлов автоматической коробки передач, его еще называют конвертором крутящего момента (англ. torque converter) — это устройство преобразует крутящий момент от двигателя автомобиля к коробке переключения передач и позволяет автоматически изменять крутящий момент и частоту вращения, передаваемые автоматической коробке передач. Гидротрансформатор состоит из реактора, турбины и снабжен блокировкой. Детали гидротрансформатора находятся в корпусе скрепленном сварным швом, который выполняет роль маховика двигателя автомобиля. Гидротрансформатор работает за счет перемещения в нем масла для автоматических коробок передач (АТФ). Передача крутящего момента от двигателя, по средством гидротрансформатора происходит без прямого взаимодействия деталей и поэтому не происходит ударных нагрузок на трансмиссию - автомобиль движется плавно.

При капитальном ремонте АКПП замена или ремонт гидротрансформатора обязательна. У нас можно отремонтировать гидротрансформатор с использованием качественных запасных частей, одобренных производителями. Восстановление гидротрансформаторов происходит на специально разработанной линии американского производства «Super Flow», мы являемся её официальными представителями в России. Комплекс для ремонта гидротрансформаторов включает в себя не только токарный станок и сварочный аппарат, как это принято считать. В нашем автосервисе имеется точное оборудование необходимое для ремонта гидротрансформаторов:

1. Устройство для полного удаления масла (АТФ) из гидротрансформатора (до 97%). Эта операция может потребоваться не только при ремонте акпп, а также при покупке б/у акпп и необходимости перехода на другую марку АТФ.

2. Токарный станок с адаптерными пластинами для точной фиксации ГТД при его резке.

3. Пескоструйная установка для придания гидротрансформатору хорошего вида и в дальнейшем предотвращения появления коррозии сварного шва. Операция осуществляется с применением специального состава.

4. Специальная установка для мойки частей гидротрансформатора и его последующей дефектовки и последующего ремонта. Операция также осуществляется с применением специального состава.

5. Специальный клепочный станок позволяет быстро и качественно производить замену ступицы гидротрансформатора.

6. Гидравлический пресс для извлечения подшипников, оснащенный специальными приспособлениями предназначенными для ремонта гидротрансформаторов позволяющими производить замену деталей с максимальной точностью.

7. Термический пресс для наклейки накладок гидротрансформаторов. Пресс работает по определенной настроенной разработчиками схеме нагрева, обеспечивающих максимальное качество выполнения операции.

8. Термический пресс для шлифовки поверхности накладки блокировки ГТД. С помощью этого термического пресса достигается максимальное качество поверхности накладки.

9. Установка для приварки шеек гидротрансформатора является одной из самых важных в процессе ремонта гидротрансформатора. Замена шейки ГТД необходима для максимального продления службы гидротрансформатора после ремонта.

10 Крышку ГТД перед сваркой необходимо опрессовать, чтобы избежать повторного вскрытия корпуса ГТД.

11. Стенд для проверки угла шейки гидротрансформатора. Точные измерения правильности ремонта шейки гидротрансформатора очень важны для предотвращения вибрации, биения и как следствия повреждения насоса акпп.

12. Сварочная установка с двумя сварочными пистолетами позволяющая выставить зазор между деталями ГТД является специальным и высокотехнологичным оборудованием оснащенным большим количеством настроек, с её помощью можно производить сварку любых видов гидравлических муфт.

13. Финальной частью ремонта ГТД можно назвать балансировку с точностью до 1 грамма балансировочный стенд обеспечит долгий срок службы акпп и предотвратит вибрации трансмиссии.

Для автосервисов занимающимися ремонтом АКПП есть обменный фонд, действует система накопительных скидок.

Стоимость работ от 2800 р.

madi-resurs.ru

Техническое обслуживание и ремонт газотурбинных двигателей

ООО «БасТиоН» производит техническое обслуживание и ремонт (в том числе поузловой) газотурбинных двигателей, а также проводит монтажные и пусконаладочные работы агрегатов на площадках компрессорных станций. К ремонтным работам допускается только наиболее опытный инженерно-технический персонал предприятия, который имеет большой опыт работы в КБ и сборочных цехах.

Ремонтный работы проводятся на собственных производственных площадках, на которых организованы и укомплектованы всей необходимой оснасткой и технологической документацией ремонтный участок, участок механической обработки и участок дефектоскопии. Также (по предварительному согласованию) возможен выезд ремонтных бригад для проведения ремонта двигателей на объектах заказчика в условиях эксплуатации.

Компания обладает собственным инструментальным парком, ремонтным фондом большинства деталей, узлов и агрегатов, что позволяет оперативно устранять поломки и исключить длительный простой оборудования.Ремонт включает в себя также выполнение модернизированных доработок согласно перечня от завода-изготовителя. Также выполняется замена деталей, восстановление гальванических покрытий, посадок, восстановление напыления уплотнительных крышек, замена подшипников, ремонт агрегатов топливной и масляной систем, ремонт электрооборудования, рам, а также контейнеров для ГТД.

После окончания ремонтных работ выполняется контроль деталей неразрушающими методами.

Существует возможность проведения и капитального ремонта ГТД после выработки их ресурса, причем технология капитального ремонта и документация по нему в полном объеме разработана заводом-изготовителем.

Качество выполняемых ремонтных работ достигается применением современных ремонтно-технических средств и аппаратуры диагностики.

Специалисты нашей компании проходят регулярное обучение и повышают свою квалификацию на предприятиях-изготовителях ГТД.

 Если Вас заинтересовала наша продукция и услуги, Вы можете отправить нам запрос заполнив форму, наши специалисты ответят на все Ваши вопросы. 

btn-company.com

Ремонт ГТД - Мои статьи - - Каталог статей

Гидротрансформатор

 

Гидродинамический трансформатор (гидротрансформатор, ГДТ) является частью гидромеханической трансмиссии, которая на современных автомобилях имеет электронное управление гидравликой и в обиходе называется автоматической.

Первый гидротрансформатор был запатентован в 1902 году Г. Феттингером и установлен через пять лет на быстроходном судне. В автомобилестроении это устройство первой применила в 1928 году шведская фирма "Лисхольм-Смит" для городских автобусов. В 1940 году гидротрансформатором стали оснащаться Oldsmobile, а затем и Cadillac.

Buick Roadmaster в 1947 году стал первым серийным легковым автомобилем с гидротрансформатором.

ГДТ находится между двигателем и автоматической коробкой перемены передач (АКПП), которая принципиально отличается устройством от простых механических. Он выполняет без вмешательства водителя две функции. Первая - функция сцепления, т. е. обеспечение передачи крутящего момента двигателя на АКПП. Вторую можно назвать функцией "дополнительной бесступенчатой коробки передач". Это образное выражение можно применить, исходя из особенностей работы гидротрансформатора, который, изменяя передаваемый им крутящий момент, позволяет увеличивать передаточные числа АКПП (см. "Работа ГДТ на автомобиле").

 

 

 

Устройство ГТД

 

Схематично ГДТ можно представить в виде трех лопастных колес (насосное, турбинное и колесо реактора), вращающихся соосно и находящихся в одном корпусе, заполненном рабочей жидкостью.

               

Насосное колесо (насос) жестко соединено с корпусом ГДТ, который приводится во вращение коленчатым валом двигателя.

Турбинное колесо (турбина) имеет шлицевое соединение с первичным валом коробки передач.

Колесо реактора (реактор) соединено с корпусом коробки передач через муфту свободного хода, что позволяет ему быть неподвижным или вращаться относительно насоса и турбины в зависимости от режима работы ГДТ.Рабочая жидкость - жидкость для гидромеханических трансмиссий, нагнетаемая     

специальным насосом (не путать с насосным колесом) во внутреннюю полость корпуса ГДТ.

 

Принцип работы ГТД

 

Коленчатый вал двигателя вращает корпус гидротрансформатора, который жестко связан с маховиком. Насосное колесо, конструктивно объединено с его корпусом и всегда имеет число оборотов, равное оборотам двигателя.

При вращении коленчатого вала насосное колесо начинает вращаться вместе с жидкостью, полностью заполняющей корпус ГДТ. Лопасти насосного колеса устремляют рабочую жидкость на лопасти турбины. Вслед за движением насосного колеса, под действием жидкости начинает двигаться турбинное. При малом числе оборотов происходит отставание вращения турбинного колеса от насосного. По мере увеличения числа оборотов проскальзывание уменьшается, к.п.д. ГДТ возрастает.

Между насосным и турбинным колесами расположен реактор. На современных моделях ГДТ он устанавливается на обгонной муфте, которая позволяет расклинивать его и тем самым еще больше увеличивать к.п.д ГДТ.

Жидкость, от насосного колеса попадая через лопасти турбины на реактор, может передать больший момент, чем развивает двигатель. Этот эффект и определил название гидротрансформатора, т.е. он трансформирует (передает, усиливает) крутящий момент. Неподвижный реактор нужен только до тех пор, пока скорость вращения турбины отстает от скорости вращения насосного колеса на 15-25%. При выравнивании скоростей колес реактор становится помехой и снижает к.п.д. ГДТ, поэтому муфта свободного хода разблокирует его и он будет вращаться.

 

 

Работа ГТД на автомобиле

 

Сложные гидродинамические процессы, протекающие внутри ГДТ, на автомобиле (упрощенно) проявляют себя следующим образом.Водитель переводит рычаг управления АКПП в положение движения. Включается соответствующая передача (планетарный ряд), имеющая фиксированное передаточное отношение.

До начала движения и в момент троганья происходит интенсивное взаимное проскальзывание насосного и турбинного колес гидротрансформатора. Эта его конструктивная особенность обеспечивает бесступенчатое увеличение передаточного отношения между двигателем и первичным валом АКПП (и, соответственно, включенной в данной момент передачей) в зависимости от интенсивности разгона и дорожных условий. Режим установившего движения автомобиля сопровождается выравниванием скоростей вращения насоса и турбины и снижения общего передаточного отношения ГДТ и АКПП. Точно так же ГДТ "отслеживает" изменение условий движения на других передачах. Поэтому его иногда условно называют "дополнительной бесступенчатой коробкой передач". При работе АКПП гидротрансформатор исключает ударные нагрузки в момент переключения передач и "сглаживает" разницу их передаточных отношений.

Он обеспечивает, в определенных пределах, приспособляемость двигателя к изменению дорожных условий. На современных моделях гидротрансформаторов при установившемся движении автомобиля на повышенных передачах в АКПП (на некоторых даже на I и II) происходит полная механическая блокировка ГДТ, и он работает как обычное "сухое" сцепление, исключающее в нем потерю мощности.

При движении автомобиля детали ГДТ испытывают высокие гидравлическую и тепловую нагрузки. Последняя возникает, когда реактор не вращается. Это происходит из-за характера движения жидкости и ее внутреннего трения. Поэтому рабочая жидкость дополнительно охлаждается специальным радиатором, расположенным в передней части автомобиля вместе с радиатором охлаждения двигателя или внутри него. Неисправности радиаторов могут привести к попаданию охлаждающей жидкости в трансмиссионную, что выводит из строя ГДТ и автоматическую коробку передач. Автоматическая трансмиссия оказывает на двигатель дополнительную тепловую нагрузку, перегрев ее может привести к перегреву двигателя и наоборот.

Движение автомобиля с исправными гидротрансформатором и АКПП отличается плавностью хода и оптимальной динамикой разгона.

 

 

Ремонт ГТД

 

               

Ресурс гидротрансформатора сопоставим с ресурсом двигателя автомобиля, но, как любой агрегат, он может выйти из строя раньше выработки расчетного ресурса. При появлении признаков неисправности (см. таблицу) не стоит затягивать с обращением к специалистам, так как даже незначительное повреждение одной детали  вызывает со временем более серьезные у других.

Система циркуляции рабочей жидкости у гидротрансформатора и коробки передач общая. Продукты износа деталей обоих агрегатов взаимно влияют на работу друг друга, поэтому при ремонте коробки желательно (а иногда необходимо) ремонтировать ГДТ.

Ориентировочная стоимость нового ГДТ (в зависимости от модели) колеблется от 350 до 1000 долларов, а ремонт, в зависимости от величины полученных повреждений, приблизительно обойдется в 150-250 долларов.Ремонт ГДТ заключается в дефектовке и замене вышедших из строя деталей после его разборки. Разборка осуществляется путем срезания сборочного сварного шва. После сборки ГДТ его корпус сваривают, проверяют на герметичность и балансируют.

Так выглядит исправная рабочая поверхность шейки Гидротрансформатора.

                                                      

Наклеивается новый фрикционный материал.

                                                          

Наиболее распространенные неисправности ГДТ и их возможные причины

 

Неисправность

Возможная причина

Остановка автомобиля

Срезание шлиц на турбинном колесе

При включении передачи слышен шуршащий шум, исчезающий при движении

Износ упорного игольчатого подшипника между насосным колесом и реактором или турбинным колесом и крышкой ГДТ

Громкий металлический стук при включении передачи

Выкрашивание, деформация и выпадение лопаток

Алюминиевая пудра на масляном щупе коробки передач

Износ алюминиевой торцевой шайбы муфты свободного хода реактора

Запах плавящейся пластмассы

Выход из строя деталей из полимерных материалов из-за перегрева ГДТ

Глохнет двигатель при включении передач

Вышла из строя система управления, срабатывает блокировка ГДТ

 

 

akpp-dnepr.at.ua

В России освоен ремонт корабельных газотурбинных двигателей – Патриотам РФ

Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.

Турбина фрегата «Ярослав Мудрый» Фото: ОАО «ПГ Новик»

Промышленная группа «Новик» освоила ремонт корабельных газотурбинных двигателей

Как происходило освоение, в статье ниже.

Сломанная нога

22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.

Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.

Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».

Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.

Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»Сторожевой корабль Балтийского флота РФ «Ярослав Мудрый»

В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».

Поиск альтернативы

Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.

Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т. д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).

Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта инструмента и оснастки.

В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».

«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.

Основанием для такого решения стали следующие факторы:

— «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;

— имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;

— гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.

Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.

Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.

Поиск места

Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.

Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.

«И „Неустрашимый“, и „Чабаненко“ могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель „Новика“. —А „Ярослав Мудрый“ исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».

Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.

Варианты замещения

«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.

http://lenta.ru/

xn--80aaxridipd.xn--p1ai

Капитальный ремонт газотурбинного двигателя ДВ71Л серии UGT производства ГП «Зоря»-«Машпроект» завершен предприятием «Дизельзипсервис»

Согласно контракту с крупным газодобывающим предприятием специалисты «Дизельзипсервис» провели капитальный ремонт газотурбинного двигателя ДВ71Л серии UGT6000 производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект», предназначенного для привода компрессора природного газа.  Высокая надежность и безотказность, низкий удельный вес морских двигателей определили их использование в энергоснабжении и нефтегазовом секторе, удаленных от сервисных и ремонтных центров. Помимо двигателя ДВ71Л предприятие «Дизельзипсервис» осуществляет техническое обслуживание и ремонт судовых газотурбинных двигателей типа: ДЦ59Л (агрегат ГТГ-12В), ДЖ59Л3 (агрегат ГТД-15), ДЖ59Л2 (агрегат ГПА -16), ДТ59, ДН59, ДС76, ДМ71, ДП71, ДС71, ДП79, ДС77.

ДВ71Л после ремонта_Дизельзипсервис

Газотурбинный двигатель ДВ71Л готов к отгрузке заказчику

 

Техническая характеристика двигателя ДВ71Л

Тип Модель Мощность, л.с. КПД, % Конструкция Скорость , об/мин Размер ДхШхВ , м Вес, т Расход, кс/с Температура, оС
UGT 6000 ДВ71Л

 

10000

 

32.0

 

N/C

 

10000

 

3,2×1,6×1,8 3,1

 

32.0

 

440

 

Двигатель ДВ71Л – трехвальный, компрессоры – осевые:  КНД — 8 ступеней, КВД — 9 ступеней. Камера сгорания – трубчато — кольцевая, противоточная, 10 трубная. Турбины компрессоров – осевые, одноступенчатые. Силовая турбина – осевая, 2x, 3х, 4х и 6-ти ступенчатая (в зависимости от модификации). Запуск – раскруткой ротора ТКНД одним электростатером переменного тока длительной мощностью 30 кВт

Предприятие «Дизельзипсервис»  представляет высокотехнологичную ремонтную базу для промышленной отрасли. Выполняя ремонты различных видов газотурбинных двигателей, предприятие предлагает Заказчикам различные модернизационные решения для увеличения срока эксплуатации ГТД. Их эффективность оценили многие профильные организации России и ближнего Зарубежья.

Наличие современного оборудования и квалифицированной команды специалистов позволяет предприятию производить высококачественный ремонт газотурбинных двигателей.  Перспективы применения газотурбинных двигателей и установок в промышленности практически неограниченны. Поэтому сегодня главной своей задачей предприятие «Дизельзипсервис» ставит усовершенствование качества эксплуатации актуальных газотурбинных двигателей и установок.

Процесс ремонта ГТУ на предприятии «Дизельзипсервис» состоит из следующих этапов:

Этап 1 – Разборка двигателя

  1. Демонтаж агрегатов и коммуникаций, отсоединение двигателя от рамы
  2. Расстыковка двигателя на составные части (КНД, КВД, ТВД, ТНД, ТН)
  3. Разборка составных частей двигателя и навесных агрегатов
  4. Промывка, снятие нагара и коррозии
  5. Подготовка к дефектации и ремонту
  6. Защита от коррозии

Этап 2 – Дефектация

  1. Неразрушающий контрольдеталей двигателя:
    • Цветная дефектоскопия;
    • ЛЮМ — А контроль;
    • Магнитный контроль;
    • Рентгенконтроль.
  2. Дефектация внешним осмотром, проверка
  3. модификаций деталей согласно конструкторской документации завода-изготовителя: проверка твердости
  4. поверхностей деталей
  5. Инструментальный контроль геометрических
  6. параметров
  7. Проверка биений в
  8. силовых технологических узлах

Этап 3 – Ремонт

  1. Ремонт деталей и сборочных единиц турбокомпрессора, агрегатов топливной, масляной и электро- систем
  2. Ремонт жаровых труб
  3. Проверка и восстановление геометрических размеров биений в корпусах компрессоров и турбин
  4. Восстановление зазоров в лабиринтных уплотнениях газовоздушного тракта заменой уплотнительных вставок
  5. Ремонт коммуникаций: ремонт, регулировка и настройка электрооборудования
  6. Ремонт, сборка и испытание коробок приводов, приводов и агрегатов м/системы: ремонт, сборка и испытание агрегатов топливной системы
  7. Покрытие бронзовых втулок и рессор маслоагрегата дисульфидом молибдена
  8. Ремонт, сборка и испытание агрегатов топливной системы

Дополнительные работы:

  1. Восстановление лакокрасочного покрытия:

— Ремонт подшипников и опор трансмиссии;

— Восстановление зазоров в лабиринтных уплотнениях масляных полостей напылением сплава 20Б и заменой уплотнительных вставок

  1. По итогам дефектации лопаток:

— заказ лопаток у изготовителя;

— восстановление защитных покрытий лопаток ТВД;

—  гидродробеструйное упрочнение лопаток компрессоров и турбин

  1. Восстановление гальваническогопокрытия отремонтированных деталей:
    1. Кадмирование;
    2. Меднение;
    3. Ni-Cd покрытие лопаток компрессоров;
    4. Оксидирование;
    5. Фосфатирование.

Неразрушающий контроль отремонтированных деталей

Этап 4 – Сборка

  1. Сборка составных частей двигателя
  2. Сборка корпусов компрессоров и турбин
  3. Сборка и динамическая балансировка роторов компрессоров и турбин
  4. Сборка КНД, КВД, КС, ТВД, ТНД, ТН
  5. Стыковка компрессоров и турбин, сборка камеры сгорания
  6. Окончательная сборка двигателя:

—          монтаж коммуникации двигателя и рамы;

—          монтаж эл. оборудования и комплексная проверка работоспособности;

—          опрессовка деталей двигателя;

—          пломбирование

Этап 5 – Испытание, сдача работ

  1. Стендовые приемо-сдаточные испытания в присутствии Заказчика
  2. Наружная консервация и упаковка двигателя
  3. Оформление дела ремонта двигателя

Следует отметить, что капитальный ремонт двигателя был осуществлён в строгом соответствии с нормативно-технической документацией завода изготовителя. Предприятие обладает:

  • Руководящая ремонтная документация
  • Технические описания
  • Инструкции по эксплуатации
  • Нормы расхода запасных частей на ремонт
  • Ведомости документов для среднего ремонта
  • Технологическая инструкция на разборку и сборку редукторов
  • Перечень эксплуатационных документов для среднего ремонта двигателя и редукторов
  • Нормы расхода материалов для ремонта
  • Перечень применяемого при ремонте оборудования, приборов, стендов, приспособлений и специального инструмента

 

 

Помимо двигателей ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» предприятие готово взять в ремонт двигатели АО «Мотор-Сич»

Капитальный ремонт двух промышленных газотурбинных двигателей АИ-20

Согласно контракту с крупной якуткой энергетической компанией, специалисты предприятия «Дизельзипсервис», отвечающие за ремонт ГТД, произвели капитальный  ремонт газотурбинного двигателя АИ-20 промышленного значения. Отремонтированный двигатель входит в состав электростанции ПАЭС-2500

Также предприятие осуществляет капитальный ремонт  газотурбинных электростанций типа ПАЭС-2500 и других на базе газотурбинных двигателей типа АИ-20.

АИ-20 после ремонта_Дизельзипсервис

Газотурбинный двигатель АИ-20 после ремонта

Капитальный ремонт газотурбинного двигателя АИ-20 состоял из следующих этапов:

  1. Полная разборка двигателя в объеме руководства на капитальный ремонт
  2. Дефектация узлов и деталей двигателя
  3. Замена подшипников двигателя
  4. Замена деталей одноразового использования
  5. Восстановление металлокерамического напыления уплотнительных крышек
  6. Ремонт жаровых труб, замена топливных форсунок
  7. Ремонт и восстановление узлов и деталей двигателя по результатам дефектации
  8. Замена деталей и узлов, не подлежащих ремонту
  9. Динамическая балансировка роторов двигателя
  10. Сборка двигателя после ремонта
  11. Проверка коммуникаций на герметичность
  12. Стендовые испытания
  13. Консервация и упаковка двигателя
  14. Шеф-монтажные работы

gtt.ru